Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     2.8.1. Ревизия и наладка редуктора (без вскрытия крышки)


При ревизии и наладке редуктора необходимо проверить:

1) состояние фундамента, анкерных болтов и их затяжку, отсутствие масляных пятен и трещин в фундаменте. При обнаружении трещин необходимо через 150-200 мм установить алебастровые маяки сечением 20х10 мм и длиной не менее 30 мм в обе стороны от трещины. Разрыв маяка через 2-3 дня свидетельствует о прогрессирующем разрушении фундамента. Попадание масла на фундамент снижает его прочность. Поэтому устранению утечек масла необходимо уделять особое внимание;

2) состояние корпуса и крышки, крепление и прилегание корпуса к фундаменту, наличие всех крепежных деталей, уплотнений по плоскости разъема, исправность маслопроводящих трубопроводов и отсутствие утечек смазки. При обнаружении отслоения фундамента от корпуса редуктора вырубить его на дефектном участке до свежего бетона и залить это место бетоном из быстросхватывающегося цемента;

3) наличие смазки (см. 2.11);

4) установку корпуса редуктора по горизонтали (для вновь монтируемых редукторов). Установить поочередно уровень на строганые части корпуса и шейки валов. При правильной установке корпус не должен иметь прогибов от затяжки анкерных болтов, а оси валов должны находиться в одной плоскости. (Допускается отклонение осей валов друг от друга не более чем на ±0,5 мм);

5) состояние зубьев. При осмотре зубчатых зацеплений проверить целость зубьев, износ их и состояние поверхностей. Величина износа зубьев по толщине не должна превышать 10%. Наличие питтинга (выкрашивание металла на поверхности зубьев) не может служить причиной замены колес, если питтинг расположен у ножки зуба и занимает не более 20% боковой поверхности его. При большой величине питтинга ножки зуба или в месте перехода его на головку зуба (что особенно опасно), а также при наличии выломанных зубьев, трещин у ножек зубьев вопрос о дальнейшей эксплуатации редуктора должен быть согласован с заводом-изготовителем;

6) зубчатое зацепление по расположению и величине пятна контакта. Очистить и тщательно вытереть три-четыре сопряженных зуба колеса и вала-шестерни и покрыть их тонким слоем синей или черной масляной краски, разведенной на керосине. Включить подъемный электродвигатель и провернуть в одну и другую сторону несколько раз вал-шестерню (ввести и вывести из зацепления зубья вала-шестерни, покрытые краской). По расположению отпечатка зубьев вала-шестерни на зубьях колеса определить величину и характер пятна контакта. Проверку пятна контакта зубьев редуктора, длительное время находящегося в эксплуатации, можно производить по металлическому блеску зубьев. У редукторов с эвольвентным зацеплением пятно контакта должно располагаться растянутым овалом посредине рабочей поверхности зуба, а величина его - соответствовать нормам завода-изготовителя. При отсутствии заводских данных необходимо руководствоваться нормами величин пятна контакта зубьев редукторов с эвольвентным зацеплением, приведенными в табл.2.2.

Таблица 2.2

Редуктор

Пятно контакта не менее, %

по высоте зуба

по длине зуба

ЦДП-7, 2ЦД-14, РС-700М, 2ЦД-17, 2ЦД-20, 2ЦД-23, ЦД-20, ЦД-2000, ЦО2х2200, ЦО-20, ЦД-17, ЦД-100Т

45

60

ЦД-16

60

80

ЦО-18, ЦО-22, ЦО2х1800

50

70

ЦД-115, ЦД-115у, ЦД5-115, ЦД-150М, ЦД2-163

45

50

ЦД-150У, ЦД-170, РЦД-1150Л, КЦТН-710, ЦОН-16

60

50

Примечание. Для редукторов, не указанных в таблице, пятно контакта должно быть не менее 40-45% по высоте и 50-60% по длине зуба (большие значения относятся для колес, выполненных с 7-й степенью точности по нормам контакта зубьев, меньшие - для колес с 8-й степенью точности).



В передачах с зацеплением Новикова первоначальный контакт зацепления до приработки зубьев под нагрузкой должен равномерно распределяться вдоль зубьев в виде линий, расположенных в средней части рабочих участков профилей, распространяясь не менее чем на 80% их длины. В процессе работы редуктора под нагрузкой происходит приработка зубьев и контакт зацеплений распространяется на всю их высоту. Шабровка или припиловка зубьев не допускается.

Примеры контактов в зубчатых передачах зацеплений Новикова приведены на рис.2.11.


Рис.2.11. Примеры контактов зубьев зацепления Новикова:

а - нормальный контакт зубьев; б - допустимые отклонения от нормального расположения пятна контакта


При несоответствии величины и расположения пятна контакта зубьев заводским нормам или приведенным в табл.2.2 необходимо установить характер этого несоответствия. Если он одинаков для всех зубьев колеса, то причиной может быть: у редукторов с регулируемым межцентровым расстоянием - непараллельность и перекос осей зубчатых передач; у редукторов с жестким межцентровым расстоянием - перекос осей, вызванный пережимом корпуса редуктора при монтаже или горным давлением при работе редуктора в шахте.

Выявить перекос валов можно при помощи уровня. Для этого уровень поочередно установить на вал-шестерню и зубчатое колесо и определить величину и направление наклона вала-шестерни и зубчатого колеса.

При невозможности установить уровень на колесе пользуются переходной призмой. Устранить перекос, вызванный пережимом корпуса редуктора, необходимо поочередным ослаблением болтов, крепящих редуктор к фундаменту, и подкладыванием стальных прокладок под корпус. После каждого ослабления болтов проверить пятно контакта по краске и измерить наклон валов. После устранения пережима корпуса произвести подливку фундамента. Кроме того, у редукторов с подшипниками качения необходимо проверить отсутствие зажатия наружных колец в корпусе редуктора или в стаканах корпусов. Для "плавающих" опор редуктора с подшипниками качения необходимо также проверить возможность их осевого перемещения и удостовериться в том, что при установленных и закрепленных крышках подшипников валы не зажаты и позволяют самоустанавливаться зубчатым передачам. Для этого в "плавающей" опоре должны быть предусмотрены зазоры на 2-3 мм больше величины удлинения вала при рабочем нагреве опоры;

7) работу редуктора под нагрузкой. Шум редуктора при работе должен быть ровным, низкого тона, без стуков, перезвонов и пульсаций.

Стук в редукторе, вызванный колебанием зубчатых колес при резком торможении машины, не является ненормальным явлением.

В редукторах с зацеплением Новикова иногда наблюдается повышенный шум, который ослабевает в процессе работы.