Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

      2.7.2. Зубчатые рычажные механизмы перестановки


Зубчатое колесо 7 (рис.2.3) приводится в движение выносным пневматическим цилиндром 3 двухстороннего действия через шток 4. Усилие от цилиндра механизма перестановки передается зубчатому колесу через рычаг 10, вал 12, вилку 13 и хомут 6.


Рис.2.3. Зубчатый рычажный механизм перестановки:

1 - буферное устройство; 2 и 10 - рычаги; 3 - цилиндр: 4 - шток; 5 - тяга; 6 - хомут; 7 - зубчатое колесо; 8 - зубчатый венец; 9 - ступица барабана; 11 - груз; 12 - вал; 13 - вилка; 14 - шестигранник; 15 - блокировочный палец; 16 - шарнир; 17 - палец

Кран механизма перестановки (рис.2.4), связанный с рукояткой управления механизмом перестановки, может занимать три положения:

I - рабочее соответствует нормальной работе машины. Рукоятка управления находится в крайнем к машинисту положении. Муфта включена. Обе полости цилиндра перестановки, золотниковый упор на кране перестановки и блокировочный клапан соединены с глушителем. Цилиндр рабочего тормоза переставного барабана соединяется с регулятором давления, а цилиндр предохранительного тормоза - с трехходовым краном.

II - начало перестановки. Машина тормозится рабочим тормозом. Рукоятка перестановки переводится в крайнее положение от себя. Золотниковый упор вследствие наличия скоса допускает поворот рычага крана с пробкой на 100°. Сжатый воздух через трехходовой кран по отверстию в центре золотника крана перестановки поступает в переднюю полость цилиндра перестановки. Происходит выключение муфты (сечение А-А). Задняя полость этого цилиндра, а также цилиндр предохранительного тормоза переставного барабана соединены с глушителем. Цилиндр рабочего тормоза соединен через трехходовой кран с воздухосборником (сечение Б-Б). Регулятор давления от цилиндра рабочего тормоза переставного барабана отсоединяется (сечение В-В).

III - включение муфты. Для включения муфты рукоятку перестановки перевести в среднее положение. При этом пробка крана повернется на 40° от предыдущего положения. Дальнейшему передвижению рукоятки препятствует золотниковый упор на кране перестановки. Задняя полость цилиндра перестановки соединяется с воздухосборником (сечение А-А), а передняя полость - с глушителем, муфта включается. Цилиндр рабочего тормоза переставного барабана остается соединенным с воздухосборником, а цилиндр предохранительного тормоза - с глушителем.


Рис.2.4. Кран механизма перестановки:

1 - рычаг;

  2 - золотниковый упор; 3 - пружина; 4 - нажимная гайка; 5 - регулировочная гайка; 6 и 9 - крышки; 7 - пробка; 8 - корпус


Рукоятку перестановки нельзя переводить в начальное положение до тех пор, пока муфта не включится полностью. При полном включении муфты зуб запорного устройства механизма перестановки опустится под действием грузила в прорезь планки на главном рычаге механизма перестановки, а хвостовик запорного рычага отожмет шток блокировочного клапана и впустит воздух в золотниковый упор. Давление воздуха преодолеет силу пружины золотникового упора, отожмет его и освободит рычаг крана, давая возможность перевести рукоятку в начальное положение.

Таким образом, механическая блокировка между рукоятками управления не позволяет оттормозить машину, пока муфта не включится полностью.

Запорное устройство предохраняет от самопроизвольного выхода муфты из зацепления и состоит из запорного рычага 2 (см. рис.2.3), шарнирно укрепленного на постаменте машины, и планки, приваренной к главному рычагу 10 механизма перестановки. К запорному рычагу подвешен груз 11. При рассоединении барабанов запорный рычаг 2 выводится из прорези планки роликом, укрепленным на штоке 4 цилиндра 3. Тяга 5, соединяющая шток цилиндра с главным рычагом механизма перестановки, имеет в соединении с главным рычагом длинную прорезь, которая предназначена для того, чтобы выведение муфты перестановки наступало, когда запорный рычаг 2 будет выведен из прорези планки.

Для смягчения возможных ударов при выключении муфты предусмотрено буферное устройство 1, которое воспринимает усилие цилиндра перестановки в выключенном состоянии муфты и этим разгружает хомут на муфте.

При включенном состоянии муфты воздух из цилиндра перестановки выпускается, что также разгружает хомут. Это уменьшает износ хомута и исключает возможность его заедания.

При ревизии и наладке рычажных механизмов перестановки необходимо проверить:

1) отсутствие утечек воздуха из цилиндра механизма перестановки. При наличии утечек подтянуть сальники (манжеты) на поршне и на штоке или заменить сальники (манжеты) новыми;

2) состояние смазки механизма перестановки. Все смазочные устройства должны быть обеспечены густой смазкой согласно рекомендациям завода-изготовителя. Кроме того, должны быть обильно смазаны поверхности и торцы зубьев муфты и венца, грани шестигранника. Хомут на муфте и ступицы переставного барабана должны смазываться не реже одного раза в сутки и перед каждой перестановкой барабанов;

3) правильность крайних положений поршня. Если при включении и выключении муфты поршень стучит в крышки цилиндра, проверить правильность установки цилиндра. Нормальный зазор между поршнем и передней крышкой цилиндра при полностью включенной муфте равен 2-3 мм. Кроме того, проверить регулировку буферного устройства, обеспечивающего упор муфты в крайних ее точках;