Статус документа
Статус документа

Руководство по ревизии, наладке и испытанию шахтных подъемных установок (Издание второе, переработанное и дополненное)

     2.5. КОПРОВЫЕ И ОТКЛОНЯЮЩИЕ ШКИВЫ


При ревизии копровых и отклоняющих шкивов необходимо проверить:

1) своевременность осмотров, которые согласно ПБ должны производиться ежесуточно механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели;

2) наличие акта маркшейдерской проверки правильности установки шкивов барабанных машин по отношению к оси ствола и оси подъема, а также вертикальность средней плоскости их желобов и горизонтальность осей вращения или акта проверки правильности установки отклоняющих шкивов многоканатных машин относительно оси машины и проводников подъемных сосудов в стволе. Проверку производит согласно ПТЭ главный маркшейдер шахты не реже одного раза в год. При неудовлетворительных результатах проверки главный механик шахты должен принять меры для улучшения установки шкивов;

3) наличие записей в "Книге осмотра подъемной установки" результатов осмотра шкивов. Для копровых шкивов с литыми или штампованными ободами, работающих без футеровки, должны быть зарисовки наиболее изношенного места сечения шкива. Замер износа и составление эскизов производит главный механик шахты или его помощник перед навеской каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал;

4) шпоночные, болтовые, заклепочные соединения и сварные швы. Проверку производят внешним осмотром и остукиванием соединений молотком. Слабые или плохо затянутые шпонки, болты и заклепки издают глухой или дребезжащий звук. При обнаружении дефектов шкив подлежит ремонту по согласованию с проектной организацией или заводом-изготовителем;

5) высоту реборды копровых шкивов над верхней частью каната, которая должна быть не менее 1,5 диаметра каната;

6) износ обода и реборды (для нефутерованных копровых шкивов). Величины износа можно определить либо непосредственным замером с помощью кронциркуля, либо с помощью специальных приспособлений с последующим сравнением результатов измерений с данными, приведенными в табл.2.1 и на рис.2.1;

7) отсутствие биения и смещения обода. При проверке обратить особое внимание на отсутствие искривлений спиц и вибраций каната, видимых осевых и радиальных биений шкива. При биениях, вызывающих вибрацию каната, шкив должен быть заменен новым;

8) смазку и соответствие ее сорта рекомендациям завода-изготовителя;

9) соответствие футеровки требованиям ПТЭ:

а) сегменты футеровки должны прикрепляться, чтобы на кромках желоба футеровки не было никаких соединительных частей, которые при нарушении их прикрепления могут попасть в желоб под канат; крепление футеровки проверяют еженедельно;

б) сегменты подлежат замене новыми при изношенности их в глубину на один диаметр каната (без учета первоначального углубления), на сторону - на половину диаметра, либо при остаточной высоте футеровки в результате ее износа, равной или меньше 0,75 диаметра каната.


Таблица 2.1

Диаметр шкива, м

Высота реборды (размер А), мм

Толщина, мм

Допустимые величины биения обода, мм

Н

И

обода (размер Б)

реборд (размер b)

Н

И

Н

И

Шкивы литой конструкции

1,25

40

90

100

50

22

11

2

1,6

50

82,5

66

32,5

22

11

2

2,0

65

110

90

45

32

16

3

2,5

80

127,5

95

47,5

32

16

3

3,0

95

147,5

105

52,5

40

20

3

4,0

120

185,0

130

65,0

48

24

8

Шкивы штампованной конструкции

4,0

145

160

30

15

30

15

3

4,0

145

160

30

15

30

15

12

5,0

170

185

30

15

30

15

18

Примечания: 1. Радиальное и торцовое биение шкива одинаковы, поэтому допуск в таблице указан одной цифрой. 2. Н - данные относятся к новому шкиву. 3. И - допустимая величина износа по наибольшему допустимому размеру.



Рис.2.1. Контролируемые размеры сечения обода копрового шкива (между спицами):

а - литой конструкции; б - штампованной конструкции