При ревизии копровых и отклоняющих шкивов необходимо проверить:
1) своевременность осмотров, которые согласно ПБ должны производиться ежесуточно механиком подъема или лицом, назначенным для этой цели;
2) наличие акта маркшейдерской проверки правильности установки шкивов барабанных машин по отношению к оси ствола и оси подъема, а также вертикальность средней плоскости их желобов и горизонтальность осей вращения или акта проверки правильности установки отклоняющих шкивов многоканатных машин относительно оси машины и проводников подъемных сосудов в стволе. Проверку производит согласно ПТЭ главный маркшейдер шахты не реже одного раза в год. При неудовлетворительных результатах проверки главный механик шахты должен принять меры для улучшения установки шкивов;
3) наличие записей в "Книге осмотра подъемной установки" результатов осмотра шкивов. Для копровых шкивов с литыми или штампованными ободами, работающих без футеровки, должны быть зарисовки наиболее изношенного места сечения шкива. Замер износа и составление эскизов производит главный механик шахты или его помощник перед навеской каната и в дальнейшем не реже одного раза в квартал;
4) шпоночные, болтовые, заклепочные соединения и сварные швы. Проверку производят внешним осмотром и остукиванием соединений молотком. Слабые или плохо затянутые шпонки, болты и заклепки издают глухой или дребезжащий звук. При обнаружении дефектов шкив подлежит ремонту по согласованию с проектной организацией или заводом-изготовителем;
5) высоту реборды копровых шкивов над верхней частью каната, которая должна быть не менее 1,5 диаметра каната;
6) износ обода и реборды (для нефутерованных копровых шкивов). Величины износа можно определить либо непосредственным замером с помощью кронциркуля, либо с помощью специальных приспособлений с последующим сравнением результатов измерений с данными, приведенными в табл.2.1 и на рис.2.1;
7) отсутствие биения и смещения обода. При проверке обратить особое внимание на отсутствие искривлений спиц и вибраций каната, видимых осевых и радиальных биений шкива. При биениях, вызывающих вибрацию каната, шкив должен быть заменен новым;
8) смазку и соответствие ее сорта рекомендациям завода-изготовителя;
9) соответствие футеровки требованиям ПТЭ:
а) сегменты футеровки должны прикрепляться, чтобы на кромках желоба футеровки не было никаких соединительных частей, которые при нарушении их прикрепления могут попасть в желоб под канат; крепление футеровки проверяют еженедельно;
б) сегменты подлежат замене новыми при изношенности их в глубину на один диаметр каната (без учета первоначального углубления), на сторону - на половину диаметра, либо при остаточной высоте футеровки в результате ее износа, равной или меньше 0,75 диаметра каната.
Таблица 2.1
Диаметр шкива, м | Высота реборды (размер А), мм | Толщина, мм | Допустимые величины биения обода, мм | ||||
Н | И | обода (размер Б) | реборд (размер b) | ||||
Н | И | Н | И | ||||
Шкивы литой конструкции | |||||||
1,25 | 40 | 90 | 100 | 50 | 22 | 11 | 2 |
1,6 | 50 | 82,5 | 66 | 32,5 | 22 | 11 | 2 |
2,0 | 65 | 110 | 90 | 45 | 32 | 16 | 3 |
2,5 | 80 | 127,5 | 95 | 47,5 | 32 | 16 | 3 |
3,0 | 95 | 147,5 | 105 | 52,5 | 40 | 20 | 3 |
4,0 | 120 | 185,0 | 130 | 65,0 | 48 | 24 | 8 |
Шкивы штампованной конструкции | |||||||
4,0 | 145 | 160 | 30 | 15 | 30 | 15 | 3 |
4,0 | 145 | 160 | 30 | 15 | 30 | 15 | 12 |
5,0 | 170 | 185 | 30 | 15 | 30 | 15 | 18 |
Примечания: 1. Радиальное и торцовое биение шкива одинаковы, поэтому допуск в таблице указан одной цифрой. 2. Н - данные относятся к новому шкиву. 3. И - допустимая величина износа по наибольшему допустимому размеру. |
Рис.2.1. Контролируемые размеры сечения обода копрового шкива (между спицами):
а - литой конструкции; б - штампованной конструкции