8.1 На каждой ТЭС должно быть организовано круглосуточное оперативно-диспетчерское управление. Оперативное управление электрооборудованием систем питания СН ТЭС должно включать ведение требуемого режима работы и производство переключений, ввод в работу и вывод из работы, подготовка к выводу оборудования в ремонт и приемка из ремонта.
8.2 При эксплуатации систем питания собственных нужд ТЭС должна обеспечиваться их надежная работа. Оперативный персонал в соответствии со своими должностными обязанностями должен контролировать уровень напряжения на шинах собственных нужд, нагрузку питающих элементов (трансформаторов, линий питания), напряжение на шинах щитов постоянного тока, технологические параметры, отсутствие сигналов неисправностей, периодически контролировать состояние оборудования и устройств по месту их установки, вести оперативную техническую документацию.
Контролируемые параметры периодически должны записываться в суточной оперативной ведомости; отклонения параметров за допустимые пределы, срабатывание устройств РЗА, результаты осмотров должны фиксироваться в оперативном журнале, выявленные дефекты и неисправности оборудования и вторичных устройств - в журнале дефектов.
О всех выявленных неисправностях должен быть поставлен в известность вышестоящий оперативный и административно-технический персонал.
Неисправности должны быть устранены в кратчайший срок.
Объем контролируемых параметров и сигнализации электрооборудования СН должен соответствовать таблице (Г.1) приложения Г:
- трансформатор СН - п.Г.1;
- РПН - п.Г.2;
- каждая секция шин 6 кВ СН - п.Г.3.1;
- каждая секция шин 0,4 кВ СН - п.Г.3.2.
Объем контролируемых параметров и сигнализации аккумуляторных установок должен соответствовать таблице (Г.2) приложения Г.
8.3 На шинах собственных нужд электростанции напряжение должно поддерживаться в пределах 100-105% номинального. При необходимости допускается отклонение напряжения в пределах ±10% от номинального (определяется допустимыми отклонениями напряжения для электродвигателей).
Допустимое отклонение частоты питающей сети СН для потребителей (электродвигатели) - в пределах ±2,5% номинального значения.
8.4 Напряжение на шинах постоянного тока, питающих цепи управления, устройства релейной защиты, сигнализации, автоматики и телемеханики, в нормальных эксплуатационных условиях допускается поддерживать на 5% выше номинального напряжения электроприемников.
Все сборки и кольцевые магистрали постоянного тока должны быть обеспечены резервным питанием.
Коэффициент пульсации на шинах постоянного тока не должен превышать допустимых значений по условиям питания устройств РЗА.
8.5 При эксплуатации силовых трансформаторов, входящих в систему питания СН, должны выполняться условия их надежной работы. Нагрузки, уровень напряжения, температура отдельных элементов трансформаторов, характеристики масла и параметры изоляции должны находиться в пределах установленных норм; устройства охлаждения, регулирования напряжения, другие элементы должны содержаться в исправном состоянии.
8.5.1 Устройства регулирования напряжения под нагрузкой (РПН) трансформаторов должны быть в работе в автоматическом режиме. По решению технического руководителя ТЭС допускается устанавливать неавтоматический режим регулирования напряжения путем дистанционного переключения РПН с пульта управления, если колебания напряжения в системе собственных нужд находятся в пределах, удовлетворяющих требования по уровню напряжения на шинах собственных нужд.
Не допускается переключение устройства РПН трансформатора, находящегося под напряжением, вручную (рукояткой).
8.5.2 Эксплуатация устройств РПН должна быть организована в соответствии с положениями инструкций изготовителей.
8.5.3 Включение в сеть трансформатора должно осуществляться толчком на полное напряжение.
Трансформаторы СН, подключенные отпайкой к блоку генератор-трансформатор, могут включаться под напряжение вместе с генератором подъемом напряжения с нуля.
8.5.4 Осмотры трансформаторов СН и реакторов без отключения должны производиться 1 раз в сутки (или в сроки, устанавливаемые техническим руководителем ТЭС в зависимости от их места установки и технического состояния).
При осмотрах необходимо контролировать:
- шумовые характеристики;
- температурный режим трансформатора (по показаниям приборов);
- состояние фарфоровых изоляторов, покрышек вводов, разрядников;
- состояние отсечных клапанов;
- состояние фланцевых соединений маслопроводов (наличие течи масла) системы охлаждения, бака и остальных узлов;