5.1.1 Объекты хозяйств жидкого топлива ТЭС в соответствии с положением Федерального закона от 21.07.97 N 116-ФЗ относятся к опасным производственным объектам.
Проектирование капитального строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения объектов хозяйств жидкого топлива (далее - объектов) должно осуществляться юридическими и физическими лицами, получившими в установленном порядке право на соответствующий вид деятельности.
5.1.2 Разработка проектной документации на капитальное строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение объектов осуществляется при наличии утвержденного решения о предварительном согласовании места размещения объекта на основе утвержденных (одобренных) обоснований инвестиций в строительство или иных предпроектных материалов, договора, задания на проектирование и материалов инженерных изысканий, и зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов в соответствии с Административным регламентом [1].
5.1.3 Основным документом, регулирующим правовые и финансовые отношения, взаимные обязательства и ответственность сторон, является договор (контракт) на разработку проектной документации, заключаемый заказчиком с привлекаемыми им проектными, проектно-строительными организациями и другими юридическими и физическими лицами.
Проектная документация разрабатывается преимущественно на конкурсной основе, в том числе через торги подряда (тендер). Неотъемлемой частью договора (контракта) должно быть задание на проектирование.
Заказчик на договорной основе может делегировать соответствующие права юридическим или физическим лицам, возложив на них ответственность за разработку и реализацию проекта.
5.1.4 При разработке проектной документации необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность по созданию и воспроизводству основных фондов.
Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию технологических объектов жидкого топлива должна соответствовать требованиям нормативно-правовых и нормативных документов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе:
- Федерального закона РФ от 21.07.97 N 116-ФЗ;
- Федерального закона РФ от 29.12.04 N 190-ФЗ;
- Федерального закона РФ от 26.01.96 N 14-ФЗ;
- Федерального закона РФ от 22.07.08 N 123-ФЗ.
5.1.5 Руководители и специалисты, осуществляющие деятельность по проектированию, строительству, монтажу и эксплуатации опасных производственных объектов хозяйства жидкого топлива, ведению технического надзора за строительством, монтажом, наладкой и испытаниями оборудования (технических устройств) организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, изготовлению оборудования (технических устройств), проведению Государственных экспертиз и экспертиз промышленной безопасности, подготовке кадров для опасных производственных объектов, должны быть аттестованы (т.е. пройти проверку знаний требований промышленной безопасности, других нормативных правовых актов, нормативно-технических документов, отнесенных к компетенции аттестуемых) по правилам промышленной безопасности [2], [3], [4], [5], в объеме, соответствующем должностным обязанностям и установленной компетенции.
Порядок проведения аттестации должен соответствовать Положению об организации работы по подготовке и аттестации специалистов [6].
Организация обучения и проверка знаний рабочих организаций, подконтрольных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, проводятся в соответствии с Положением об организации обучения и проверки знаний рабочих [7]. Председатели и члены постоянно действующих аттестационных комиссий должны проходить аттестацию в центральных или территориальных аттестационных комиссиях Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с Положением об организации работы по подготовке и аттестации специалистов [6].
Аттестация руководителей и специалистов по требованиям промышленной безопасности проводится через 5 лет, по требованиям безопасной эксплуатации проводится через 3 года.
5.1.6 Проектирование зданий и сооружений следует выполнять с учетом уровня их ответственности, устанавливаемого ГОСТ 27751. Уровень ответственности следует учитывать в расчетах несущих строительных конструкций, а также при определении требований к долговечности зданий и сооружений, номенклатуры и объема инженерных изысканий.
Отнесение к конкретному уровню ответственности и выбор значений коэффициента надежности по ответственности производится разработчиком проекта по согласованию с заказчиком и указывается в техническом задании на проектирование.
Все здания и сооружения должны быть разработаны с учетом инженерно-технических мероприятий гражданской обороны (ИТМ ГО и ЧС). Объем и содержание ИТМ ГО и ЧС определяются в зависимости от групп городов и категорий ТЭС по гражданской обороне (ГО) в соответствии со строительными нормами и правилами ИТМ ГО [8].
При разработке зданий и сооружений ХЖТ ТЭС следует также руководствоваться требованиями СТО 70238424.27.100.009-2008, СТО 70238424.27.100.039-2009.
5.1.7 Проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполняемых для подготовки такой проектной документации, подлежат государственной экспертизе.
Предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
5.1.8 Проектная документация подлежит обязательной государственной экологической экспертизе. В случае если реализация проектного решения приводит к воздействию на окружающую среду более чем одного субъекта Российской Федерации, государственная экологическая экспертиза проводится на федеральном уровне, в остальных случаях - на уровне субъектов Российской Федерации.
Специально уполномоченным государственным органом в области экологической экспертизы являются комитет Госкомэкологии России и его территориальные органы.
Заключение государственной экологической экспертизы, содержащее вывод о допустимости реализации проектных решений, носит обязательный характер и может быть обжаловано только в судебном порядке. Финансирование и реализация работ на каждой стадии инвестиционного цикла без положительного заключения государственной экологической экспертизы по предыдущей стадии не допускается.
5.1.9 Проведение экспертизы промышленной безопасности проектной документации на расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасных производственных объектов осуществляется в порядке, установленном Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору.
5.1.10 В состав проектной документации на новое строительство, расширение, реконструкцию, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта следует включать декларацию промышленной безопасности.
Перечень сведений, содержащихся в декларации промышленной безопасности, порядок ее оформления определяется Федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности. Разработка и оформление декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта должны соответствовать требованиям руководящих документов [9], [10].