7.2.1 Натурное (визуальное) обследование конструкций производится с целью:
- проверки соответствия конструкций проекту;
- выявления дефектов и повреждений, являющихся следствием отступлений от требований строительных норм и правил при изготовлении, монтаже, транспортировании, хранении и неудовлетворительной эксплуатации конструкций;
- выявления фактических условий и особенностей эксплуатации конструкций.
7.2.2 Проверка соответствия конструкций проекту производится путем сравнения натуры с рабочими и деталировочными чертежами.
При этом необходимо выполнить:
- натурные измерения основных геометрических параметров (пролетов и высот балок, ферм, шагов колонн);
- измерения поперечных сечений рабочих элементов конструкций, измеряемых в двух-трех местах по длине элемента по предварительно зачищенной до блеска поверхности;
- измерения местоположения стыков, измерения сечений, ребер жесткости, соединительных элементов, связей, опорных частей;
- сопоставление с проектом конструкций стыковых соединений, конструкций опорных частей, определяющих несущую способность (опорных столиков, опорных плит, анкерных болтов).
7.2.3 При отсутствии проекта металлоконструкций зданий и сооружений следует составить обмерочные чертежи, в которые должны входить:
- план, продольные и поперечные разрезы зданий и сооружений с разбивкой осей и рядов, геодезических отметок;
- план металлических конструкций прогонов, связей по верхним и нижним поясам ферм;
- план, схемы и сечения колонн;
- схема вертикальных и горизонтальных связей между колоннами.
7.2.4 Визуальному обследованию с целью выявления дефектов и повреждений подвергаются: колонны, стропильные и подстропильные фермы, прогоны, горизонтальные и вертикальные связи между фермами и колоннами, подкрановые пути, подкрановые балки с их тормозными конструкциями и другие несущие конструкции.
7.2.5 При обследовании металлических конструкций особое внимание необходимо обратить на:
- колонны - состояние башмаков, анкерных болтов элементов соединительной решетки, стыковых соединений стенки и поясов, наличие механических повреждений, вертикальность колонн, степень поражения коррозией колонн в опорных узлах в основании и в уровнях отметок покрытия и перекрытий;
- стропильные и подстропильные фермы - прямолинейность сжатого пояса и сжатых элементов (особенно составленных из мелких профилей), состояние соединений и опорных узлов, узлы с резкими концентраторами напряжений, дефекты сварных швов, состояние анкерных болтов и опорных плит при опирании ферм на железобетонные колонны и кирпичные пилястры;
- вертикальные и горизонтальные связи - наличие искривлений и выгибов (в плоскости и из плоскости), состояние крепления к конструкциям, а также целостность самих элементов связей;
- подкрановые пути (рельсы и их крепления) - износ рельсов, размер зазоров в стыках рельсов, состояние рельсовых креплений, положение рельса относительно оси подкрановых балок, высотное и плановое положение подкранового пути;
- подкрановые балки - состояние металла и сварных соединений верхних и нижних поясов балок со стенками, состояние стыковых соединений, ребер жесткости, опорных частей, а также состояние креплений балок к колоннам, смещение оси балки от проектного значения;
- тормозные площадки - состояние крепления тормозного листа к поясу подкрановой балки и колоннам, наличие в тормозном листе ослаблений вырезами, не предусмотренными проектом, состояние креплений элементов тормозной решетки и элементов связей.
7.2.6 В первую очередь при обследовании следует обращать внимание на дефекты, приводящие к снижению несущей способности конструкций, а также дефекты, приводящие к ненадежности и несовершенству общей пространственной схемы обследуемого здания или сооружения.
7.2.7 Наиболее характерными дефектами и повреждениями металлических элементов или конструкций в целом являются:
- деформации отдельных элементов или конструкций в целом в виде погнутостей, прогибов, искривлений;
- отклонения или смещения элементов конструкций от проектного положения;
- отсутствие отдельных элементов в конструкциях;