Статус документа
Статус документа

СТО 70238424.27.010.011-2008 Здания и сооружения объектов энергетики. Методика оценки технического состояния

     7.2 Обследование состояния металлоконструкций

7.2.1 Натурное (визуальное) обследование конструкций производится с целью:

- проверки соответствия конструкций проекту;

- выявления дефектов и повреждений, являющихся следствием отступлений от требований строительных норм и правил при изготовлении, монтаже, транспортировании, хранении и неудовлетворительной эксплуатации конструкций;

- выявления фактических условий и особенностей эксплуатации конструкций.

7.2.2 Проверка соответствия конструкций проекту производится путем сравнения натуры с рабочими и деталировочными чертежами.

При этом необходимо выполнить:

- натурные измерения основных геометрических параметров (пролетов и высот балок, ферм, шагов колонн);

- измерения поперечных сечений рабочих элементов конструкций, измеряемых в двух-трех местах по длине элемента по предварительно зачищенной до блеска поверхности;

- измерения местоположения стыков, измерения сечений, ребер жесткости, соединительных элементов, связей, опорных частей;

- сопоставление с проектом конструкций стыковых соединений, конструкций опорных частей, определяющих несущую способность (опорных столиков, опорных плит, анкерных болтов).

7.2.3 При отсутствии проекта металлоконструкций зданий и сооружений следует составить обмерочные чертежи, в которые должны входить:

- план, продольные и поперечные разрезы зданий и сооружений с разбивкой осей и рядов, геодезических отметок;

- план металлических конструкций прогонов, связей по верхним и нижним поясам ферм;

- план, схемы и сечения колонн;

- схема вертикальных и горизонтальных связей между колоннами.

7.2.4 Визуальному обследованию с целью выявления дефектов и повреждений подвергаются: колонны, стропильные и подстропильные фермы, прогоны, горизонтальные и вертикальные связи между фермами и колоннами, подкрановые пути, подкрановые балки с их тормозными конструкциями и другие несущие конструкции.

7.2.5 При обследовании металлических конструкций особое внимание необходимо обратить на:

- колонны - состояние башмаков, анкерных болтов элементов соединительной решетки, стыковых соединений стенки и поясов, наличие механических повреждений, вертикальность колонн, степень поражения коррозией колонн в опорных узлах в основании и в уровнях отметок покрытия и перекрытий;

- стропильные и подстропильные фермы - прямолинейность сжатого пояса и сжатых элементов (особенно составленных из мелких профилей), состояние соединений и опорных узлов, узлы с резкими концентраторами напряжений, дефекты сварных швов, состояние анкерных болтов и опорных плит при опирании ферм на железобетонные колонны и кирпичные пилястры;

- вертикальные и горизонтальные связи - наличие искривлений и выгибов (в плоскости и из плоскости), состояние крепления к конструкциям, а также целостность самих элементов связей;

- подкрановые пути (рельсы и их крепления) - износ рельсов, размер зазоров в стыках рельсов, состояние рельсовых креплений, положение рельса относительно оси подкрановых балок, высотное и плановое положение подкранового пути;

- подкрановые балки - состояние металла и сварных соединений верхних и нижних поясов балок со стенками, состояние стыковых соединений, ребер жесткости, опорных частей, а также состояние креплений балок к колоннам, смещение оси балки от проектного значения;

- тормозные площадки - состояние крепления тормозного листа к поясу подкрановой балки и колоннам, наличие в тормозном листе ослаблений вырезами, не предусмотренными проектом, состояние креплений элементов тормозной решетки и элементов связей.

7.2.6 В первую очередь при обследовании следует обращать внимание на дефекты, приводящие к снижению несущей способности конструкций, а также дефекты, приводящие к ненадежности и несовершенству общей пространственной схемы обследуемого здания или сооружения.

7.2.7 Наиболее характерными дефектами и повреждениями металлических элементов или конструкций в целом являются:

- деформации отдельных элементов или конструкций в целом в виде погнутостей, прогибов, искривлений;

- отклонения или смещения элементов конструкций от проектного положения;

- отсутствие отдельных элементов в конструкциях;