8.1.1 Пуск ГТУ
8.1.1.1 К эксплуатации ГТУ должен допускаться персонал, прошедший специальную подготовку и проверку знаний технической и пожарной безопасности, а также проверку знаний настоящего стандарта и эксплуатационных инструкций в объеме, соответствующем занимаемой должности или рабочему месту.
8.1.1.2 Для ГТУ, пускаемой после монтажа, должна быть составлена местная инструкция по эксплуатации в соответствии с требованиями изготовителя, технических регламентов, национальных стандартов, настоящего стандарта и технических условий, в которую необходимо включить требования по взрывопожаробезопасности с указанием должностных лиц, ответственных за выполнение конкретных мероприятий.
8.1.1.3 Предпусковая подготовка выполняется в соответствии с руководством по эксплуатации фирмы-изготовителя ГТУ.
Наладка системы автоматического пуска должна проводиться с помощью имитатора без подачи топлива в камеры сгорания.
8.1.1.4 Перед зажиганием топлива в камерах сгорания должно быть проверено отсутствие природного газа в машинном зале и под обшивкой (в укрытии) ГТУ. Тракты автономных ГТУ (без теплообменников на выхлопе) должны быть провентилированы не менее 2 мин при работе на жидком топливе и 5 мин, при работе на газовом топливе, при вращении ротора пусковым двигателем.
После каждой неудачной попытки пуска зажигание топлива без предварительной вентиляции трактов не менее 4 мин при работе на жидком топливе и 10 мин при работе на газовом топливе не допускается. Конкретная продолжительность вентиляции в зависимости от компоновки тракта, вида топлива и типа ГТУ должна быть указана в местной инструкции по эксплуатации.
8.1.1.5 Длительность вентиляции газовоздушного тракта ГТУ с теплообменниками на выхлопе до зажигания топлива при пуске устанавливается из условия не менее чем шестикратного обмена воздуха в тракте при вращении ее ротора пусковым устройством.
Зажигание топлива без предварительной вентиляции газовоздушных трактов ГТУ или ПГУ запрещается.
8.1.1.6 Пуск ГТУ должен осуществляться автоматически.
Алгоритмы автоматического пуска и набора нагрузки, заданные заводом-изготовителем ГТУ, должны обеспечивать минимальное расходование ресурса (в пределах значений, согласованных в формулах для расчета эквивалентной наработки, см. ниже п.8.4) при проведении нормальных и ускоренных пусков ГТУ из каждого теплового состояния агрегата.
8.1.1.7 Пуск ГТУ должен осуществляться на основном топливе. В обоснованных случаях допускается использование специального пускового топлива, вид которого должен быть согласован и указан в ТУ на поставку ГТУ.
8.1.1.8 Стопорные и регулирующие топливные клапаны ГТУ должны быть плотными. Клапаны должны расхаживаться на полный ход перед каждым пуском, а также ежедневно на часть хода при непрерывной работе, если это предусмотрено инструкцией.
Проверка плотности топливных клапанов ГТУ должна производиться после капитального и среднего (регламентного) ремонта с визуальным контролем, а также перед каждым пуском ГТУ с контролем отсутствия давления топлива перед регулирующими клапанами.
Плотность топливных клапанов ГТУ должна проверяться не реже 1 раза в месяц при регулярной эксплуатации установки, а также перед пуском после длительного (свыше 7 сут) простоя ГТУ.
8.1.1.9 Система автоматического пуска должна включать блокировки, препятствующие выполнению последующего этапа пуска до полного завершения предыдущего.
8.1.1.10 Пуск ГТУ запрещается при условиях, указанных в заводских инструкциях для основного и вспомогательного оборудования.
8.1.1.11 Пуск ГТУ должен быть прекращен действием автоматических защит или персоналом в случаях:
- повышения температуры газов в проточной части выше допустимой по графику пуска;
- недопустимого повышения или понижения давления топлива перед стопорным клапаном;
- возникновения пульсаций давления, помпажа циклового компрессора или недопустимого приближения к границе помпажа;
- нарушения установленной последовательности пусковых операций;
- взрыва ("хлопка") в камере сгорания или далее по ходу газов в тракте ГТУ;
- воспламенения топлива или масла в ГТУ;
- при неисправности или отключении хотя бы одной из защит;
- при дефектах системы регулирования, которые могут привести к забросу температуры газов или разгону турбины;
- при неисправности одного из масляных насосов или системы их автоматического включения;
- при отклонении от норм качества масла и при температуре масла ниже установленных пределов;