Статус документа
Статус документа

СТО 70238424.29.220.20.001-2009 Аккумуляторные установки электрических станций. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования

     6 Эксплуатационные требования к аккумуляторным установкам

6.1 Электрическая часть

6.1.1 ВЗУ должно иметь мощность и напряжение, достаточные для заряда АКБ на 90% номинальной емкости в течение не более 8 ч при предшествующем разряде в течении 30 минут.

6.1.2 Аккумуляторная установка должна быть оборудована вольтметром с переключателем и амперметрами в цепях зарядного, подзарядного устройств и АКБ.

6.1.3 Для зарядных и подзарядных двигателей-генераторов должны предусматриваться устройства для их отключения при появлении обратного тока.

6.1.4 В цепи АКБ, как правило, должен устанавливаться автоматический выключатель, селективный по отношению к защитным аппаратам сети.

6.1.5 ВЗУ должно обеспечивать стабилизацию напряжения на шинах АКБ в пределах ±1%.

6.1.6 АКУ, в которых применяется режим заряда батарей с напряжением не более 2,3 В на элемент, должны иметь устройство, не допускающее самопроизвольного повышения напряжения до уровня выше 2,3 В на элемент.

6.1.7 ВЗУ, применяемые для заряда и подзаряда аккумуляторных батарей, должны присоединяться со стороны переменного тока через разделительный трансформатор.

6.1.8 Шины постоянного тока должны быть снабжены устройством для постоянного контроля изоляции, позволяющим оценивать значение сопротивления изоляции и действующим на сигнал при снижении сопротивления изоляции одного из полюсов до 20 кОм в сети 220 В, 10 кОм в сети 110 В, 5 кОм в сети 48 В и 3 кОм в сети 24 В.

6.1.9 Для АКБ следует предусматривать блокировку, не допускающую проведения заряда АКБ с напряжением более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции.

6.1.10 В помещении АКБ один светильник должен быть присоединен к сети аварийного освещения.

6.1.11 АКБ (элементы) должны устанавливаться на стеллажах или на полках шкафа. Расстояния по вертикали между стеллажами или полками шкафа должны обеспечивать удобное обслуживание АКБ. АКБ могут устанавливаться в один ряд при одностороннем их обслуживании или в два ряда при двустороннем.

В случае применения сдвоенных стеклянных сосудов они рассматриваются как один аккумулятор.

6.1.12 Стеллажи для установки АКБ должны быть выполнены, испытаны и маркированы в соответствии с требованиями ГОСТ 16140 или технических условий; они должны быть защищены от воздействия электролита стойким покрытием.

6.1.13 Аккумуляторы должны быть изолированы от стеллажей, а стеллажи - от земли посредством изолирующих подкладок, стойких к воздействию электролита и его паров. Стеллажи по ГОСТ 16140 для аккумуляторных батарей напряжением не выше 48 В могут устанавливаться без изолирующих подкладок.

6.1.14 Проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть шириной не менее 1 м при двустороннем расположении аккумуляторов и 0,8 м при одностороннем. Размещение аккумуляторных батарей должно производиться с соблюдением требований ГОСТ 16140 на стеллажи для стационарных установок электрических аккумуляторов.

6.1.15 Расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 750 мм. Это расстояние может быть уменьшено при условии установки тепловых экранов из несгораемых материалов, исключающих местный нагрев аккумуляторов.

6.1.16 Расстояния между токоведущими частями аккумуляторов должны быть не менее 0,8 м при напряжении от 65 до 250 В в период нормальной работы (не заряда) и 1 м - при напряжении свыше 250 В.

При установке аккумуляторов в два ряда без прохода между рядами напряжение между токоведущими частями соседних аккумуляторов разных рядов не должно превышать 65 В в период нормальной работы (не заряда).

Электрооборудование, а также места соединения шин и кабелей должны быть расположены на расстоянии не менее 1 м от негерметичных аккумуляторов и не менее 0,3 м ниже самой низкой точки потолка.

6.1.17 Ошиновка аккумуляторных батарей должна выполняться медными или алюминиевыми неизолированными шинами или одножильными кабелями с кислотостойкой изоляцией.

Соединения и ответвления медных шин и кабелей должны выполняться сваркой или пайкой, алюминиевых - только сваркой. Соединение шин с проходными стержнями выводной плиты должно выполняться сваркой.

Места присоединения шин и кабелей к аккумуляторам должны обслуживаться.

Электрические соединения от выводной плиты из помещения АКБ до коммутационных аппаратов и распределительного щита постоянного тока должны выполняться одножильными кабелями или неизолированными шинами.

6.1.18 Неизолированные проводники должны быть дважды окрашены кислотостойкой, не содержащей спирта краской по всей длине, за исключением мест соединения шин, присоединения к аккумуляторам и других соединений. Неокрашенные места должны быть смазаны техническим вазелином.

6.1.19 Расстояние между соседними неизолированными шинами определяется расчетом на динамическую стойкость. Указанное расстояние, а также расстояние от шин до частей здания и других заземленных частей должно не менее 50 мм.

6.1.20 Шины должны прокладываться на изоляторах и закрепляться на них шинодержателями.

Пролет между опорными точками шин определяется расчетом на динамическую стойкость, но не более 2 м. Изоляторы, их арматура, детали для крепления шин и поддерживающие конструкции должны быть электрически и механически стойкими против длительного воздействия паров электролита. Заземление поддерживающих конструкций не требуется.