Статус документа
Статус документа

СТО 70238424.29.160.20.006-2009 Турбогенераторы и синхронные компенсаторы. Условия поставки. Нормы и требования

     5.1 Общие требования к турбогенераторам, синхронным компенсаторам и их вспомогательным системам, системам контроля, управления и диагностики

5.1.1 Турбогенераторы и синхронные компенсаторы в объеме комплекта поставки должны соответствовать требованиям технических условий (ТУ) на турбогенераторы, синхронные компенсаторы конкретных типов, во всем неоговоренном - ГОСТ 533, ГОСТ 609, ГОСТ 21558, ГОСТ 183, а также комплекта документации.

5.1.2 Основные параметры турбогенераторов и синхронных компенсаторов должны соответствовать указанным в приложениях А, Б, В (таблицы А.1, Б.1, В.1) настоящего стандарта.

5.1.3 Турбогенераторы и синхронные компенсаторы должны сохранять номинальную и максимальную длительную мощности в продолжительном режиме работы S1 по ГОСТ 183 при одновременных отклонениях напряжения от минус 5 до плюс 5% и частоты от минус 2 до плюс 2% (до ±2,5% для СК) от номинальных значений при условиях, соответствующих ГОСТ 533, ГОСТ 609.

Турбогенераторы должны допускать продолжительную работу со сниженной нагрузкой при одновременных отклонениях напряжения сверх ±5%, но не более чем до ±10%, и частоты до ±2% номинальных значений.

При эксплуатации генератора с номинальной мощностью и указанными отклонениями частоты и напряжения от номинальных значений допускается увеличение температуры активных частей на 10 °С сверх указанных в ТУ.

Наибольшее рабочее напряжение при сниженной нагрузке не должно превышать 110%, наименьшее - 90% номинального.

Зависимость мощности от напряжения, частоты и коэффициента мощности в индуктивном и емкостном квадрантах (диаграмма мощности), а также допустимые длительности отклонений по частоте свыше 2% и перегрузки по токам статора и ротора, должны быть приведены в руководстве по эксплуатации турбогенератора, синхронного компенсатора.

5.1.4 Турбогенераторы должны изготавливаться в климатическом исполнении У, категории 3 по ГОСТ 15150. По соглашению с заказчиком могут изготавливаться турбогенераторы других исполнений и категорий.

Номинальные значения климатических факторов внешней среды устанавливаются по ГОСТ 533, ГОСТ 15150 и ГОСТ 15543.1 при:

высоте над уровнем моря не более 1000 м;

нижнем значении температуры окружающего воздуха плюс 5 °С (для турбогенераторов с водяными газоохладителями или теплообменниками).

Окружающая среда - не взрывоопасная, не содержащая агрессивных паров и газов в концентрациях, разрушающих металлы и изоляцию, не насыщенная водяными парами и токопроводящей пылью.

Концентрация инертной пыли не должна превышать 10 мг/м.

5.1.5 Направление вращения турбогенераторов должно соответствовать турбине и указываться на машине или на ее маркировочной табличке, кроме того, должен быть указан порядок следования фаз путем обозначения выводов в алфавитном порядке, например, , , по ГОСТ 26772.

5.1.6 Допускается обмотку статора турбогенератора соединять в звезду или треугольник, причем, если специально не указано соединение в треугольник, то имеется в виду соединение обмотки в звезду. В любом случае, если другое не предусмотрено соглашением, обмотка должна иметь не менее шести выводов. Нулевые выводы должны быть снабжены защитными кожухами, обеспечивающими безопасное обслуживание генератора. Линейные выводы должны быть приспособлены для присоединения токопровода.

Конструктивное расположение линейных и нулевых выводов определяется при заказе конкретного типа турбогенератора.

5.1.7 Изоляционные системы, используемые для обмоток, по нагревостойкости должны быть не ниже класса В по ГОСТ 8865.

Максимальные температуры проводников обмоток, активной стали и конструктивных частей машины, соприкасающихся с изоляцией, при продолжительной работе с нагрузками по диаграмме мощности, приведенной в инструкции по эксплуатации на конкретный тип турбогенератора не должны быть выше допускаемых ГОСТ 8865 значений, соответственно классу нагревостойкости примененной изоляции.

Предельные допускаемые значения превышений температур и температур активных частей в номинальном режиме в зависимости от способов охлаждения и методов измерения температур должны быть указаны изготовителем в ТУ и быть не более приведенных в таблицах Г.1, Д.1, Е.1, соответствующих приложений Г, Д, Е.

В табл.Г.1 указаны пределы допускаемых превышений температуры над температурой охлаждающего воздуха на месте установки для турбогенераторов и синхронных компенсаторов с косвенным воздушным охлаждением, работающих при номинальной мощности, высоте над уровнем моря не выше 1000 м и температуре воздуха не превышающей плюс 40 °С.

В табл.Д.1 указаны пределы допустимых превышений температуры над температурой охлаждающего водорода для турбогенераторов и синхронных компенсаторов, имеющих косвенное водородное охлаждение обмоток, при температуре водорода на выходе из охладителя, не превышающей плюс 40 °С.

В табл.Е.1 указаны пределы допустимой температуры для турбогенераторов и синхронных компенсаторов с непосредственным охлаждением активных частей газом или жидкостью, работающих при номинальном режиме.

5.1.8 Конструкцией обмотки статора турбогенератора, синхронного компенсатора должна быть предусмотрена одинаковая электрическая прочность изоляции в лобовых и пазовых частях обмотки.

5.1.9 Сопротивление изоляции обмоток статора турбогенератора относительно корпуса и между обмотками при температуре от плюс 10 °С до плюс 30 °С должно быть не ниже 10 МОм на каждый киловольт номинального напряжения обмотки (при водяном охлаждении - после продувки и осушки обмотки воздухом).

Для более высоких температур допускаемое сопротивление изоляции снижается в два раза на каждые 20 °С разности между температурой, при которой выполняется измерение, и 30 °С.

Сопротивление изоляции обмоток во всех случаях не должно быть менее 0,5 МОм.

5.1.10 Изоляция обмоток статора должна выдерживать испытание на электрическую прочность относительно корпуса машины и между обмотками, а также испытание междувитковой изоляции - по ГОСТ 533, ГОСТ 183 и ГОСТ 11828.

5.1.11 В машине должны быть предусмотрены меры, препятствующие протеканию подшипниковых токов и замыканию их на землю. Изоляция от подшипниковых токов должна быть выполнена таким образом, чтобы ее можно было контролировать в процессе работы машины.