Статус документа
Статус документа

СТО 70238424.27.140.035-2009 Гидроэлектростанции. Мониторинг и оценка технического состояния гидротехнических сооружений в процессе эксплуатации. Нормы и требования

     1 Область применения

1.1 Стандарт устанавливает нормы и требования по организации и проведению регулярных наблюдений (мониторинга) за диагностическими показателями сооружений, за нагрузками и воздействиями и по оценке технического состояния гидротехнических сооружений гидроэлектростанций в процессе их эксплуатации.

1.2 Требования и нормы настоящего Стандарта распространяются на следующие гидротехнические сооружения I-IV классов:

- плотины и дамбы;

- здания гидроэлектростанций;

- устои и подпорные стены, входящие и не входящие в состав напорного фронта;

- водоприемники и водозаборные сооружения;

- водосбросы, водоспуски и водовыпуски;

- каналы;

- туннели;

- трубопроводы (водоводы);

- напорные бассейны, уравнительные резервуары и аэрационные шахты.

1.3 Требования и нормы настоящего Стандарта могут быть применены для гидротехнических сооружений, не входящих в состав объектов гидроэнергетики, в том числе на:

- рыбопропускные сооружения, входящие в состав напорного фронта;

- судоходные сооружения (шлюзы, судоподъемники и судоходные плотины);

- гидротехнические сооружения, входящие в состав комплексов инженерной защиты населенных пунктов и предприятий.

1.4 Требования Стандарта распространяются на приборные средства измерений, автоматизированные и информационно-диагностические системы, применяемые при мониторинге гидротехнических сооружений ГЭС и ГАЭС.

1.5 Настоящий Стандарт предназначен для применения гидрогенерирующими компаниями (эксплуатирующими организациями) [далее - компании (организации)], а также специализированными проектными и научно-исследовательскими организациями, строительными и монтажными организациями, привлекаемыми компаниями (организациями) для выполнения работ (услуг) в области, связанной с мониторингом гидротехнических сооружений и контрольно-измерительной аппаратурой и устройствами, системами диагностического контроля технического состояния гидротехнических сооружений ГЭС и ГАЭС.

1.6 Настоящий Стандарт устанавливает основные нормы и требования, относящиеся к:

- организации мониторинга гидротехнических сооружений в период эксплуатации;

- составу контролируемых диагностических показателей сооружений и критериям их безопасности;

- составу инструментальных и визуальных наблюдений за сооружениями в период эксплуатации;

- оснащению гидротехнических сооружений техническими средствами контроля их состояния;

- периодичности регулярных наблюдений (мониторинга) сооружений;

- методам обработки и анализа данных мониторинга, оценке технического состояния сооружений;

- использованию данных мониторинга гидротехнических сооружений в практике их эксплуатации;

- объемам и формам контроля за сооружениями со стороны собственника (эксплуатирующей организации).

1.7 Требования настоящего Стандарта обязательны для применения организациями, в установленном порядке на добровольной основе присоединившимися к Стандарту; в иных случаях соблюдение требований Стандарта другими субъектами хозяйственной деятельности должно быть предусмотрено в договоре (контракте) между заказчиком - субъектом применения Стандарта и исполнителем заказываемых работ (услуг).

1.8 Настоящий Стандарт не учитывает все особенности средств измерений, измерительных устройств и технических систем мониторинга, примененных на разных гидроэлектростанциях. В развитие Стандарта компании (организации) могут в установленном порядке разрабатывать, утверждать и применять собственные стандарты гидроэлектростанций, учитывающие конструктивные особенности сооружений, не противоречащие действующим нормативным документам, не снижающим уровень требований Стандарта и проектной документации.

1.9 Стандарт должен быть пересмотрен в случаях ввода в действие новых федеральных законов, технических регламентов и национальных стандартов, содержащих не учтенные в настоящем Стандарте требования, а также при необходимости введения новых требований и рекомендаций, обусловленных правовыми нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных в соответствующей области, а также развитием науки и техники.