Статус документа
Статус документа

СТО 70238424.27.140.017-2010 Механическое оборудование гидротехнических сооружений ГЭС. Организация эксплуатации и технического обслуживания. Нормы и требования

     5.5 Требования по эксплуатационному контролю механического оборудования

5.5.1 Механическое оборудование гидросооружений должно периодически осматриваться и проверяться в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем ГЭС.

5.5.2 Надзором предусматривается:

- проверка соблюдения инструкций по эксплуатации механического оборудования в целях недопущения его поломок из-за неправильной эксплуатации, в частности, из-за перегрузок;

- выявление причин нарушений в работе механического оборудования, повреждений и износа, а также учет изменений расчетных нагрузок;

- инструктаж обслуживающего персонала и проверка строгой преемственности в передаче оборудования от смены к смене;

- увязка режимов работы затворов, решеток, заграждений и запаней с гидрологическими и метеорологическими условиями, а также рекомендованными режимами эксплуатации гидросооружений во взаимосвязи с гидросиловым и подъемно-транспортным оборудованием;

- учет и регистрация всех мероприятий, осуществляемых на каждой электростанции и гидроузле, по защите металлоконструкций и механического оборудования от коррозии;

- обеспечение технического обслуживания, проведение планово-предупредительных ремонтов, в соответствии с графиком, реконструкция и модернизация.

5.5.3 Обнаруженные нарушения в работе и мелкие дефекты механического оборудования должны немедленно устраняться силами персонала, обслуживающего оборудование. Дефекты, которые не могут быть устранены немедленно, должны фиксироваться в Журнале дефектов дежурного и о них незамедлительно следует докладывать руководителю. Если дефекты не могут быть устранены обслуживающим персоналом, необходимо обратиться за помощью к специализированным организациям.

5.5.4 При осмотрах и обслуживании затворов необходимо обращать внимание на следующее:

- обшивка, сварные швы, а также места болтовых и заклепочных креплений элементов на обшивке и других водонепроницаемых местах конструкций затворов должны быть плотными и не пропускать воду;

- уплотнение затворов должно быть тщательно пригнано по всему контуру к закладным частям и соприкасающимся кромкам секций; оно должно сохранять проектные свойства (необходимую гибкость, упругость или подвижность), на управляемых уплотнительных устройствах должна обеспечиваться управляемость в пределах нормативного хода;

- защитные элементы уплотнения должны надежно предохранять его от повреждения крупным мусором, топляками и пр.;

- поверхность забральной балки в пределах перемещения верхнего уплотнения глубинных затворов и контактная поверхность боковых уплотнений всех затворов должны быть гладкими во избежание повреждения и преждевременного износа уплотнений;

- опорные полозья плоских скользящих затворов и решеток должны быть гладкими, без повреждений, сколов, трещин и плотно прилегать к рабочему пути (закладной части паза); образование канавочной выработки на полозьях допустимо в пределах значений, приведенных в стандартах ГЭС (местных производственных инструкциях) по эксплуатации и техническому обслуживанию механического оборудования;

- опорные катки, шарнирные опоры, втулки и оси рабочих колес, балансиры (шарниры) колесных тележек, обратные тележки, боковые и торцевые колеса и другие механизмы и детали должны быть чистыми и смазаны;

- масленки и смазочные каналы должны быть прочищены и свободно пропускать смазку; качество масла и сроки его замены должны соответствовать требованиям стандартов ГЭС (местных производственных инструкций) по эксплуатации и техническому обслуживанию механического оборудования;

- рабочие и обратные пути в пазах для колесных затворов не должны иметь натиров, появляющихся при плохой проворачиваемости колес;

- металлоконструкции затворов, их механические и другие детали не должны иметь деформаций, трещин и других повреждений;

- сцепки отдельных секций затворов не должны иметь деформаций щек и осей крепления, оси должны быть смазаны, уплотнения между секциями должны быть тщательно пригнаны по всему контуру;

- перепускные устройства должны иметь плотно прилегающие уплотнения;

- штанги, подвесы и подхваты не должны иметь деформаций присоединяемых узлов, оси шарниров должны быть смазаны;

- узлы сцепления захватных балок не должны быть деформированы и забиты сором и должны обеспечивать безотказное соединение захватных балок с затворами.

5.5.5 Во время подъема и опускания затворов, при пропуске воды с полным или частичным открытием отверстий эксплуатационный персонал обязан периодически вести наблюдения за:

- показаниями амперметра: повышенное потребление электроэнергии свидетельствует о большом сопротивлении в ходовых частях при перемещении затвора вследствие его заклинивания или примерзания или неполадок в подъемном механизме (например, заедание валов в подшипниках тормозных колодок, нарушение центровки валов); в этих случаях маневрирование должно быть остановлено, а причина повышенного потребления электроэнергии выявлена и устранена;

- температурой подшипников и редукторов: причиной повышенного нагрева могут явиться дефекты, допущенные при монтаже, неправильно подобранный состав масла в редукторе или сильное его загрязнение;

- правильностью укладки пластинчатых цепей и зацепления их со звездочками;

- правильностью перемещения затвора, равномерностью его опускания или подъема, за состоянием уплотнительных устройств;