Устройство сварных монтажных соединений
М.1 Монтажную сварку конструкций стальных мостов следует выполнять в соответствии с требованиями нормативных документов и технологических регламентов, устанавливающих последовательность сборочно-сварочных операций на конкретном объекте, применяемую оснастку, инструмент, оборудование, сварочные материалы, режимы сварки и порядок наложения швов, операции по контролю качества.
М.2 Не допускается применять при монтаже металлических конструкций пролетного строения: элементы и детали, не соответствующие проекту, а также не имеющие маркировки завода-изготовителя; сварочные материалы без документов оценки соответствия, а также без проверки соответствия данных, содержащихся в документах оценки соответствия, требованиям стандартов и технических условий, а их марок - указаниям проектной и рабочей документации, а также без заключений и протоколов испытаний каждой применяемой на объекте партии сварочных материалов.
При комплектации сварочных постов мостостроительной организации необходимо выполнить ревизию каждого источника питания сварочной дуги, сварочных автоматов, полуавтоматов и цепей управления. При этом особое внимание следует обратить на качество изоляции всех проводов, а также на надежность выполнения всех электрических соединений силовых, сварочных кабелей и цепей управления указанным оборудованием.
Обрезку технологических припусков элементов монтируемых металлоконструкций следует выполнять полуавтоматами кислородной резки, обеспечивающими необходимое качество резки. После этого требуется зачистка поверхности только от окалины и грата без снятия основного металла.
Для обрезки припусков небольшой протяженности (менее 500 мм) допускается ручная резка. При этом должны быть обеспечены требования к качеству кромок по чертежам КМ после зачистки их абразивным инструментом с удалением всех дефектов поверхности на глубину не менее 1 мм.
М.3 При сборке соединений под сварку на электроприхватках их необходимо выполнять способом РД с предварительным подогревом кромок до температуры 100°C-120°C, а в зонах пересечений швов - 120°C-150°C. В стыковых соединениях, выполняемых автоматической сваркой по ручной подварке корня шва АФ + РД (автоматическая под флюсом + ручная дуговая) и собираемых под сварку на медных (флюсо-медных) подкладках, допускается выполнять электроприхватки в виде сплошного первого слоя сварного шва.
Места прихваток монтажных приспособлений и приварки выводных планок после их удаления (срезки) необходимо зачищать абразивным кругом (шлифовальной машинкой). Углубление в основной металл при зачистке не должно превышать 3% толщины металла. Тщательной очистке на глубину не менее 0,5 мм подлежат все случайные ожоги основного металла сваркой.
Следует строго следить за зонами окончания сварки в стыковых швах с применением лупы 5. В случае появления трещин на кратерах швов следует проводить их механическую выборку шлифовальной машинкой плюс 50 мм шва в зоне его окончания.
Сборочные электроприхватки в зимних условиях следует ставить большего сечения по толщине на +2 мм, длиной 100-120 мм и с шагом прихваток 300-350 мм.
Предварительный подогрев проводят перед постановкой прихваток, приваркой выводных планок, первым (корневым) проходом шва, при возобновлении сварки после перерыва, перед наложением очередного шва при многопроходной сварке, если температура металла шва предыдущего слоя опустилась ниже 100°C.
Предварительный подогрев кромок в стыках длиной до 1 м проводят сразу по всей длине. Для стыков большей длины рекомендуется подогрев вести одновременно со сваркой с опережением на 1,5 м.
Для предварительного и (или) сопутствующего подогрева зон сварки рекомендуется использовать газокислородные горелки. Температуру подогрева рекомендуется контролировать электронными цифровыми термометрами или пирометрами, поверенными в установленном порядке.
В стыках, выполняемых односторонней сваркой в нижнем положении при температуре воздуха ниже 0°C, после постановки все сварочные работы по монтажной сварке элементов металлоконструкций пролетного строения ведут на постоянном токе обратной полярности, т.е. клемма "минус" - на изделии. Клемма "минус" должна быть надежно прикреплена к очищенной от ржавчины, грунтовки и загрязнения поверхности свариваемого элемента струбциной или стандартным контактным зажимом. Приварка их к конструкциям пролетного строения допускается в порядке исключения с последующим удалением и зачисткой места установки абразивным инструментом.
Сварку монтажных стыковых соединений следует выполнять без перерыва. Прекращать сварку до выполнения проектного размера шва и оставлять незаваренные отдельные участки сварного стыкового соединения не допускается.
При сварке многопроходных швов следует особое внимание уделять тщательности удаления шлака из разделки после каждого прохода, для чего рекомендуется использовать электроперфораторы или пневмозубила с последующей ("чистовой") обработкой поверхности сварного шва шлифовальными кругами.