Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54899-2012

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СИСТЕМЫ ДИСПЕТЧЕРСКОЙ ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ И ДИСПЕТЧЕРСКОГО КОНТРОЛЯ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

Требования безопасности и методы контроля

Centralised traffic and dispatching control systems movement of trains. Safety requirements and methods of checking



ОКС 45.020

Дата введения 2013-01-01



Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГОУ ВПО "ПГУПС")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 58-ст

4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" в части требований к системам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов:

- подразделы 4.1-4.7 содержат минимально необходимые требования безопасности;

- подразделы 5.2-5.4 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

     1 Область применения


Настоящий стандарт распространяется на системы диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов.

Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов, значения параметров, обеспечивающих их безопасность, критерии опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам диспетчерской централизации и диспетчерского контроля.

Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратных и программных средств диспетчерской централизации и диспетчерского контроля движения поездов и оценке соответствия вновь разрабатываемых и импортируемых систем диспетчерской централизации и диспетчерского контроля требованиям безопасности.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 8.563-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Методики (методы) измерений

ГОСТ Р 8.654-2009 Государственная система обеспечения единства измерений. Требования к программному обеспечению средств измерений. Основные положения

ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения

ГОСТ 26.005-82 Телемеханика. Термины и определения

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

    

      3.1 Термины и определения


В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, ГОСТ 26.005, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 комбинированное управление станцией: Режим управления железнодорожной станцией на участке диспетчерской централизации, при котором поездной диспетчер управляет движением железнодорожных поездов по главным и боковым путям для безостановочного пропуска поездов, а по остальным железнодорожным путям, изолированным охранным положением стрелок, управление движением осуществляет дежурный по железнодорожной станции (маневровый диспетчер).

3.1.2 полигон диспетчерского управления: Зона управления перевозочным процессом, интегрированная в диспетчерском центре по технологическим соображениям.

     3.2 Сокращения


В настоящем стандарте применены следующие сокращения:

АБ - автоматическая блокировка;

ДК - диспетчерский контроль;

ДЦ - диспетчерская централизация;

ЖАТ - железнодорожная автоматика и телемеханика;

ТС - телесигнализация;

ТУ - телеуправление;

ЭЦ - электрическая централизация стрелок и сигналов.

     4 Требования безопасности

     4.1 Функции, реализуемые системами диспетчерской централизации и диспетчерского контроля

4.1.1 Системы ДЦ и ДК должны обеспечивать выполнение следующих функций телесигнализации:

- сбор и отображение для поездного диспетчера в реальном времени данных о состоянии всех объектов, контролируемых системами ЭЦ и АБ участка железнодорожной линии;

- автоматизированная передача информации, преобразованной в нужную форму, операторам вышестоящего и смежного уровней управления движением железнодорожных поездов (далее - поезда);

- фиксация и выдача актуальной информации по объектам путевого развития и железнодорожному подвижному составу (далее - подвижной состав);

- двустороннее информационное взаимодействие с локомотивными устройствами безопасности по индуктивному каналу или радиоканалу;

- обеспечение требуемой достоверности при передаче информации и защиты от внешних влияний;

- автоматическое ведение графика исполненного движения поездов и приложения к нему;

- расчет ожидаемого времени проследования поездов по станциям участка железнодорожной линии;

- выявление возможных конфликтных ситуаций в организации движения поездов;

- расчет и корректировка прогнозного графика движения поездов;

- формирование диспетчерских приказов и предупреждений;

- ведение диспетчерского журнала;

- протоколирование эксплуатационных событий с возможностью воспроизведения архивированных данных;

- логический анализ эксплуатационных событий и действий персонала;

- диагностирование и оценка состояния технических средств ЖАТ;

- автоматизированный учет показателей движения поездов и производимых работ;

- контроль выполнения технологических этапов перевозочного процесса на участке железнодорожной линии;

- слежение за перемещениями подвижных средств и организация динамических моделей поездного, локомотивного, вагонного положений на участке железнодорожной линии;

- формирование и выдача сведений о поезде:

- номер поезда,

- местоположение,

- длина состава,

- вес поезда,

- натурные листы,

- разложение по дорогам назначения и плану формирования,

- история поезда;

- формирование и выдача сведений о локомотиве:

- серия и номер,

- депо приписки,

- фактическое местоположение,

- история,

- учет времени по прибытию и отправлению,

- расчет простоя,

- подвязка бригад локомотивов к ниткам графика движения поездов,

- плановые сроки обслуживания и ремонта;

- формирование и выдача сведений о вагонах:

- идентификационный номер,

- местоположение,

- состояние,

- вагонный лист;

- формирование нормативно-справочной информации и запросов в смежные системы;

- продвижение по участку номера поезда после ввода в систему с пульта поездного диспетчера, со средств идентификации или трансляции со смежного участка;

- фиксация изменений в состоянии контролируемых объектов и формирование соответствующих сообщений;

- контроль единого времени и актуальности используемой информации.

4.1.2 Системы ДЦ должны обеспечивать выполнение следующих функций телеуправления:

- диспетчерское управление поездной работой на участках, линиях, направлениях;

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs