ГОСТ Р 54898-2012
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕЕЗДАХ
Требования безопасности и методы контроля
Automatics and telemechanics railway systems on railway crossings. Safety requirements and methods of checking
ОКС 45.020
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГОУ ВПО ПГУПС)
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 25 апреля 2012 г. N 57-ст
4 В настоящем стандарте реализованы требования технического регламента "О безопасности инфраструктуры железнодорожного транспорта" применительно к объекту технического регулирования - системам сигнализации, централизации и блокировки на перегонах и станциях:
- подразделы 4.1-4.4 содержат минимально необходимые требования безопасности;
- подразделы 5.2-5.4 устанавливают методы проверки минимально необходимых требований безопасности для осуществления оценки соответствия
5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах общего пользования железнодорожных линий (далее - переездные системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции и условия безопасного функционирования переездных систем, значения параметров, обеспечивающих их безопасность, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам переездных систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании и изготовлении аппаратно-программных средств переездных систем, а также при оценке соответствия переездных систем требованиям безопасности.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431, а также следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 железнодорожный переезд общего пользования: Железнодорожный переезд, расположенный на пересечениях железнодорожных путей общего пользования с автомобильными дорогами общего пользования, муниципальными автомобильными дорогами и улицами.
3.2 время извещения на переезд: Время, необходимое самому медленному транспортному средству максимальной длины для гарантированного проследования железнодорожного переезда до подхода поезда, если оно вступило на переезд в момент появления условий для проследования поезда через переезд.
4.1.1 Функции, реализуемые системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах
4.1.1.1 Переездные системы должны исключать возможность движения через железнодорожный переезд (далее - переезд) транспортных средств во время следования через переезд железнодорожного поезда (далее - поезд).
4.1.1.2 Переездные системы должны выполнять следующие функции:
- оптическую сигнализацию, заграждение со стороны автомобильной дороги и акустическое извещение;
- формирование извещения на переезд;
- контроль отсутствия препятствий для движения поезда через переезд;
- заграждение переезда со стороны движения железнодорожного транспорта;
- ручное управление переездом;
- диагностику и передачу информации о техническом состоянии переездных систем железнодорожной автоматики и телемеханики.
4.1.2 Требования к реализации функций системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах
4.1.2.1 Требования к реализации функций оптической сигнализации, заграждения со стороны автомобильной дороги и акустического извещения системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных переездах
1) Оптическая сигнализация в сторону автомобильной дороги должна осуществляться посредством переездных светофоров, устанавливаемых с обеих сторон переезда.
2) На переездах, обслуживаемых дежурным работником, для заграждения переезда со стороны автомобильной дороги от несанкционированного въезда на переезд транспортных средств должны использоваться автоматические или полуавтоматические шлагбаумы, а также дополнительно могут использоваться устройства заграждения переезда.
3) Переездные системы должны формировать сигнал, запрещающий движение транспортных средств через переезд, при получении извещения на переезд от соответствующих технических средств или команды закрытия переезда от устройств ручного управления переездом.
При отсутствии извещения на переезд и снятия команды закрытия переезда от устройств ручного управления переездом переездные системы должны формировать сигнал, разрешающий движение транспортных средств через переезд.
4) Сигнал, запрещающий движение транспортных средств через переезд, должен подаваться посредством включения акустического извещения и запрещающего сигнального показания переездных светофоров.
5) Сигнал, разрешающий движение транспортных средств через переезд, должен подаваться посредством выключения запрещающего сигнального показания переездных светофоров, включения разрешающего сигнального показания переездных светофоров и выключения акустического извещения.
6) Заграждение переезда со стороны автомобильной дороги должно производиться при включенном сигнале, запрещающем движение транспортных средств через переезд, переводом в нижнее (горизонтальное) положение автоматических или полуавтоматических шлагбаумов и поднятием заграждающих элементов устройств заграждения переезда.
Перевод шлагбаумов в нижнее (горизонтальное) положение должен начинаться с задержкой времени, необходимой для проезда за шлагбаум транспортного средства, в случае если оно начало движение через переезд в момент включения сигнала, запрещающего движение транспортных средств через переезд.
Поднятие заграждающих элементов устройств заграждения переезда должно начинаться только после приведения шлагбаумов в нижнее (горизонтальное) положение с задержкой времени, необходимой транспортному средству для проследования границ переезда от устройства заграждения на въезде за устройство заграждения на выезде, и при условии отсутствия транспортных средств в зоне заграждающих элементов устройств заграждения.
Времена задержки включения устройств заграждения переезда со стороны автомобильной дороги должны определяться проектом по оборудованию переезда переездной системой на переезде (далее - проект).
7) При выключении сигнала, запрещающего движение транспортных средств через переезд, и включении сигнала, разрешающего движение транспортных средств через переезд, автоматические или полуавтоматические шлагбаумы должны переводиться в верхнее (вертикальное) положение, а заграждающие элементы устройств заграждения переезда - в нижнее положение.
Перевод шлагбаумов в верхнее (вертикальное) положение должен осуществляться только после приведения заграждающих элементов устройств заграждения переезда в опущенное положение.
Перевод полуавтоматических шлагбаумов из нижнего (горизонтального) положения в верхнее (вертикальное) должен осуществляться только по команде дежурного по переезду с использованием устройств ручного управления переездом.
Включение разрешающего сигнального показания переездных светофоров должно производиться только после окончательного перевода брусьев шлагбаумов в верхнее (вертикальное) положение.
4.1.2.2 Требования к реализации функции формирования извещения на переезд
1) Формирование извещения на переезд должно обеспечить заблаговременное освобождение транспортными средствами переезда до вступления на переезд поезда, приближающегося к переезду в любом направлении и по любому пути, независимо от специализации путей и установленного направления.
2) Время извещения на переезд должно складываться из времени срабатывания устройств переездной сигнализации и времени, необходимого для проследования через переезд самого медленного транспортного средства максимальной длины, вступившего на переезд в момент включения сигнала, запрещающего движение транспортных средств через переезд. Время извещения должно быть установлено в проекте.
3) Необходимыми условиями формирования извещения на переезд являются следующие:
- нахождение поезда перед переездом на расстоянии, меньшем, чем требуется для остановки поезда перед переездом с учетом фактической скорости и ускорения поезда;
- отсутствие контроля фактической скорости и ускорения приближающегося к переезду поезда, занятие поездом участка приближения, длина которого равна расстоянию, проходимому поездом с максимально установленной на железнодорожном участке скоростью, за время извещения на переезд (см. перечисление 2);
- для подходов со стороны железнодорожной станции к переездам, расположенным на станции или на участках удаления от станции с маршрутизированными передвижениями поездов, занятие поездом участка приближения к переезду при замкнутом маршруте (поездном или маневровом с приемо-отправочных путей) через переезд или наличие команды на закрытие переезда дежурным по железнодорожной станции или поездным диспетчером;
- для подходов со стороны железнодорожной станции к переездам, расположенным на станции или на участках удаления от железнодорожной станции с включенными на автодействие светофорами для маршрутов через переезд, занятие поездом участка приближения к переезду;
- для переездов, расположенных на железнодорожной станции, замыкание маневрового маршрута (кроме маневровых с приемо-отправочных путей) через переезд;
- для переезда, загражденного со стороны движения железнодорожного транспорта маневровым светофором с нормально включенным запрещающим сигнальным показанием, наличие команды открытия маневрового светофора или наличие сигнала занятия поездом участка перед маневровым светофором (при наличии соответствующих технических средств).
4) Если при приближении поезда к переезду в каком-либо направлении невозможно автоматическое формирование извещения на переезд за время, указанное в проекте, переездные системы должны обеспечивать в данном направлении заграждение переезда со стороны движения железнодорожного транспорта с использованием железнодорожных светофоров, в нормальном состоянии запрещающих вступление поезда на переезд.
5) Для обеспечения расчетного времени извещения на переезд, расположенный на железнодорожной станции или на участке удаления станции, в необходимых случаях должна быть реализована соответствующая зависимость между переездными и станционными системами железнодорожной автоматики и телемеханики, когда открытие входного, выходного, маршрутного или маневрового светофоров для маршрутов движения поездов, проходящих через переезд, осуществляется с выдержкой времени после включения на переезде сигнала, запрещающего движение транспортных средств через переезд.