_______________
Для терминов, приведенных в настоящем стандарте, рекомендуется использовать определения, установленные в Российской Федерации в действующих нормативных документах по стандартизации (см. приложение ДБ).
В настоящем стандарте применены термины и определения, данные в ИСО 9000. В тексте настоящего стандарта термин "продукция" может означать также "услугу". [ГОСТ Р ИСО 9001-2008, пункт 3] |
3.1 изделие (article): Материал, деталь, продукт, компонент, агрегат или устройство (за исключением стандартных/покупных изделий), отнесенные организацией-разработчиком к числу пригодных для установки на конечное изделие или включенные в проектную документацию, одобренную авиационными властями.
3.2 авиационные власти (authority): Авиационные власти, которым подведомственны изготовитель авиационной техники, владелец/эксплуатант воздушного судна и организация, осуществляющая техническое обслуживание. Авиационные власти могут быть гражданскими или военными.
3.3 контрафактное изделие (counterfeit part): Выдаваемое за оригинал или подлинник с целью введения в заблуждение или обмана изделие, которое незаконно произведено или изменено для имитации "одобренного изделия".
3.4 критические элементы (critical items): Элементы (например, функции, детали, программное обеспечение, характеристики, процессы), имеющие существенное влияние при производстве и эксплуатации продукции, включая вопросы безопасности, характеристик, внешнего вида, годности, назначения, технологичности, ресурса, срока службы и т.д., для обеспечения адекватного управления которыми необходимо принятие специальных мер. Примеры критических элементов включают элементы безопасности, отказов или функционирования, ключевые характеристики и т.д.
3.5 человеческие факторы (human factors): Исследование физических и психологических аспектов поведения применительно к особым внешним условиям, продуктам или работам и его потенциального влияния на безопасность. Выяснение того, как персонал решает задачи, исходя из своих физических возможностей, физиологических параметров и индивидуальных особенностей, в условиях нагрузки, усталости, снижения внимания, общения и отношений в коллективе, для обеспечения безопасного взаимодействия между работником и другими элементами окружающей среды, такими как другие работники, оборудование, аппаратура, процедура и данные.
3.6 ключевая характеристика (key characteristic): Свойство или особенность, изменение которого оказывает существенное влияние на внешний вид продукции, ее пригодность, назначение, качество функционирования, срок службы или технологичность. Для контроля за отклонениями ключевых характеристик требуется принятие специальных мер.
Примечание - "Специальные требования" и "критические элементы" являются новыми терминами, которые, наряду с ключевыми характеристиками, являются взаимосвязанными. Специальные требования идентифицируются при выявлении и анализе требований, относящихся к продукции (см. 7.2.1 и 7.2.2). Специальные требования могут потребовать идентификации критических элементов. Выходные данные проектирования (см. 7.3.3) могут включать в себя перечень критических элементов, для адекватного управления которыми требуется принятие специальных мер. Некоторые критические элементы в дальнейшем будут классифицированы как ключевые характеристики, поскольку их изменения необходимо контролировать.
3.7 техническое обслуживание (maintenance): Решение задач, необходимых для поддержания летной годности воздушного судна или элементов его конструкции, в том числе поодиночке или в сочетаниях: капитальный ремонт, проверка, замена, устранение дефектов, модификация конструкции или ее текущий ремонт.
Примечание - Приведенный термин относится к капитальному и текущему ремонту, проверке, замене, модификации или устранению дефектов воздушных судов или элементов их конструкции, которые осуществляются после завершения производства воздушного судна и выдачи ему первичного сертификата летной годности.
3.8 паспорт (release certificate): Документ, свидетельствующий о готовности продукции для использования и/или подтверждающий, что выполнены действия и достигнуты результаты, соответствующие установленным требованиям организации, авиационных властей и контрактным требованиям.
3.9 риск (risk): Нежелательная ситуация или обстоятельство, характеризующиеся вероятностью возникновения и потенциально негативными последствиями.
3.10 политика в области безопасности (safety policy): Официально сформулированные высшим руководством обязательства в части безопасности продукции. Эта политика должна отражать философию организации в области управления безопасностью и основные способы и процессы, которые организация будет применять для достижения желаемых результатов в области безопасности.
3.11 специальные требования (special requirements): Требования, устанавливаемые потребителем или определяемые организацией, имеющие высокие риски невыполнения, что требует их включения в процесс управления рисками. Факторами, влияющими на отнесение требований к специальным, являются сложность продукции или процесса, прошлый опыт и освоенность продукции или отлаженность процесса. Примеры специальных требований включают предельные относительно возможностей их выполнения эксплуатационные требования потребителя или требования организации, предельные по отношению к ее техническим или технологическим возможностям.
3.12 предположительно несоответствующее изделие (suspect unapproved part): Изделие, которое произведено или обслужено с нарушением действующих законов и требований, или подозревается в этом.
Примечание - Предположительно несоответствующие изделия включают: (1) изделия, отправленные конечному потребителю поставщиком, который не имеет разрешения на прямую поставку от утвержденной организации-изготовителя; (2) новые изделия, не соответствующие утвержденной конструкции/параметрам; и (3) изделия, информация о которых намеренно искажена, в том числе контрафактные изделия.
3.13 технические данные (technical data): Данные, необходимые для осуществления технического обслуживания воздушного судна или элементов его конструкции с целью доведения их до состояния, обеспечивающего эксплуатационную надежность и летную годность воздушного судна и связанного с ним штатного и запасного оборудования. Эти данные включают программы технического обслуживания, директивы летной годности, сервисные бюллетени, описания капитального ремонта/главных модификаций, руководства по техническому обслуживанию, чертежи, конструкторские решения, руководства по техническому обслуживанию компонентов, технологические решения и т.д.