4.5.1 Контроль качества услуг по социально-средовой реабилитации
4.5.1.1 Контроль качества услуг по оказанию помощи гражданам в социально-средовой ориентации осуществляют проверкой, в какой степени определение интересов, склонностей и способностей граждан применительно к сложившимся условиям жизнедеятельности способствует их правильной ориентации в окружающей среде и последующему подбору на этой основе посильного и устраивающего их вида деятельности.
4.5.1.2 Контроль качества услуг, связанных с консультированием граждан по правовым вопросам, осуществляют проверкой, обеспечивают ли эти услуги правовую помощь гражданам в области их социальной защиты и реабилитации, четкое и объективное информирование об их правах и мерах социальной поддержки, положенных им в соответствии с законодательством Российской Федерации.
4.5.1.3 Контроль качества услуг по проведению мероприятий обучающего и развивающего характера осуществляют проверкой, в какой степени эти мероприятия способствуют приобретению гражданами опыта совершенствования навыков, умений по самообслуживанию и жизненному самообеспечению.
4.5.1.4 Контроль качества услуг, связанных с оказанием помощи в создании условий для свободного и разнообразного общения граждан, осуществляют проверкой того, в чем заключается эта помощь и насколько эффективной она является при создании условий для общения граждан между собой, с членами своих семей, представителями трудовых коллективов по месту прежней работы, с друзьями, как влияет это общение на повышение физического и психического состояния граждан.
4.5.2 Контроль качества услуг по социально-психологической реабилитации
4.5.2.1 Контроль качества услуг по психодиагностике (в том числе компьютерной) и обследованию личности граждан осуществляют проверкой, в какой степени позволяют эти услуги определять и анализировать психическое состояние и индивидуальные особенности их личности.
4.5.2.2 Контроль качества услуг по психологическому консультированию осуществляют проверкой, насколько эффективно оно способствует оказанию квалифицированной помощи в формировании у граждан адекватного отношения к своим физическим ограничениям, в правильном понимании и налаживании межличностных отношений, в том числе семейных.
4.5.2.3 Контроль качества социально-психологического патронажа граждан осуществляют проверкой, обеспечивает ли он своевременное выявление ситуации психического дискомфорта, межличностного конфликта и других ситуаций, которые могут усугубить сложившуюся трудную жизненную ситуацию, оказание социально-психологической помощи, необходимой в данный момент.
4.5.2.4 Контроль качества услуг по психологической коррекции осуществляют проверкой, насколько эффективно они влияют на преодоление или ослабление отклонений в психическом и эмоциональном состоянии и поведении граждан, на создание оптимальных психологических возможностей и условий для реализации их личного и интеллектуального потенциала, а также в какой степени способствуют приведению этих показателей в соответствие с возрастными нормами и требованиями социальной среды.
4.5.2.5 Контроль качества услуг по психологическому тренингу всех видов осуществляют проверкой, в какой мере этот тренинг, заключающийся в применении различных психотерапевтических и психокоррекционных методов, способствует развитию или формированию отдельных психических функций, умений, навыков и качеств личности граждан, ослабленных в силу возрастных изменений или особенностей социальной среды, но необходимых для успешной самореализации личности в возможной деятельности различных видов.
4.5.2.6 Контроль качества услуг по психологической профилактике осуществляют проверкой, в какой степени они способствуют созданию условий для полноценного психологического функционирования личности (устранению или снижению факторов психологического дискомфорта на рабочем месте, в семье и других социальных группах, в которые включен гражданин).
4.5.2.7 Контроль качества услуг по психотерапии, энергоинформационной терапии (музыкотерапии, ароматерапии), фитотерапии, индивидуальной терапии по работе с наркотической, алкогольной и никотиновой зависимостью, игроманией осуществляют проверкой, как применение комплекса различных лечебных воздействий на психику, организм и поведение граждан психологическими методами обеспечивает оказание профессиональной психологической помощи по смягчению или ликвидации психических, нервных и психосоматических расстройств граждан.
4.5.2.8 Качество услуг по созданию условий для здоровой активной старости граждан осуществляют проверкой, насколько созданные условия способствуют благоприятному морально-психологическому самочувствию граждан, продуктивной адаптации их к изменению социального статуса.
4.5.2.9 Контроль качества услуг по содействию в решении жизненных проблем пожилых людей осуществляют проверкой, как проводится их обучение методам самообеспечения и взаимопомощи в целях борьбы с депрессивным состоянием, чувством социального одиночества, какова эффективность этого содействия и удовлетворяет ли оно граждан.
4.5.2.10 Контроль качества услуг по организации выступлений граждан с воспоминаниями осуществляют проверкой, в какой степени подобные выступления стимулируют память граждан и независимое мышление, способствуют поддержке чувства собственного достоинства, возможности обмена опытом, более тесному и открытому общению с другими гражданами.
4.5.2.11 Контроль качества услуг, связанных с культивированием у граждан положительных эмоций, осуществляют проверкой, какие эмоции культивируются в учреждении (чувства любви, благодарности, радости, веселья) и как они способствуют предотвращению или устранению психических срывов, сохранению здоровья и продлению жизни граждан.
4.5.3 Контроль качества услуг по социокультурной реабилитации
4.5.3.1 Контроль качества услуг по организации досуга граждан осуществляют проверкой состава проводимых досуговых мероприятий и процента их посещаемости, в какой степени удовлетворяют они духовные потребности граждан, способствуют расширению их культурного и общего кругозора.
4.5.3.2 Контроль качества услуг, связанных с разработкой и реализацией досуговых программ (информационно-образовательных, развивающих, оздоровительно-развлекательных и других), осуществляют проверкой, как идет разработка указанных программ, каково их содержание, в какой степени их реализация способствует удовлетворению потребностей граждан в широком социальном общении, самореализации, самоутверждении и развитии творческой инициативы.
4.5.3.3 Контроль качества услуг по обеспечению граждан - клиентов стационарных реабилитационных учреждений книгами, журналами, газетами и содействию в обеспечении этим клиентов, обслуживаемых в полустационарных учреждениях и на дому, осуществляют проверкой, своевременно и в полном ли объеме обеспечиваются граждане всеми необходимыми им печатными средствами информации.
4.5.3.4 Контроль качества услуг по оказанию помощи гражданам в овладении компьютерной грамотностью осуществляют проверкой, в какой степени позволяет эта помощь открывать доступ гражданам к возможным рабочим местам и служить сокращению и преодолению информационного разрыва между поколениями.
4.5.3.5 Контроль качества услуг, связанных с привлечением граждан-добровольцев к проведению различных общественных мероприятий, осуществляют проверкой, в каких объемах и формах проводят эти мероприятия (уроки мужества в школах, индивидуальная работа с трудными детьми, молодежью и т.д.) и в какой степени содействуют они сохранению ощущения соответствующей компетентности и нужности граждан.
4.5.4 Контроль качества услуг, связанных с физкультурно-оздоровительными мероприятиями (физической реабилитацией)
4.5.4.1 Контроль качества услуг, связанных с разъяснением гражданам сущности и содержания физкультуры как части физической реабилитации, направленной на формирование или совершенствование необходимых навыков, физических качеств и способностей, осуществляют проверкой, в какой форме и доходчиво ли проводят это разъяснение, как оно воспринимается гражданами и удовлетворяет ли их.
4.5.4.2 Контроль качества услуг по оценке физического состояния граждан в период реализации программ их физической реабилитации, подбору и оптимизации физической нагрузки, определению и рекомендации гражданам видов и объема физических нагрузок осуществляют проверкой, какие формы и методы контроля и оценки физического состояния гражданина практикуют в учреждении, правильно ли подобрана и оптимизирована физическая нагрузка, которая должна представлять собой комбинацию физических упражнений различных интенсивности, темпа, силы, и насколько учитываются в видах и объемах физических нагрузок, рекомендованных гражданам, особенности их физического состояния и физиологические механизмы воздействия этих нагрузок на системы и организм в целом.
4.5.4.3 Контроль качества услуг, связанных с процессом проведения различных физических упражнений под руководством персонала учреждения, осуществляют проверкой, адекватны ли эти упражнения (ходьба, бег, плавание, езда на велосипеде, катание на лыжах и т.д.) физическим возможностям граждан, оказывают ли эти услуги необходимое тренировочное воздействие и насколько повышают реабилитационные возможности граждан.
4.5.5 Контроль качества услуг по социальной адаптации