Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54833-2011 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях. Требования безопасности и методы контроля

     5.4 Контроль требований безопасности к аппаратным и программным средствам систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках


Контроль выполнения требований безопасности к аппаратным и программным средствам систем железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должен выполняться на основе проведения экспертизы проектной, конструкторской, технологической, программной, эксплуатационной документации, подтверждающей выполнение проверяемых требований безопасности, расчетных методов и испытаний.

На этапе разработки системы организация-разработчик должна разработать и согласовать с испытательной лабораторией (центром) документ "Доказательство безопасности". В документе "Доказательство безопасности" должно быть представлено аргументированное обоснование того, что программно-аппаратные средства системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке соответствуют предъявляемым к ним требованиям безопасности. В документе "Доказательство безопасности" должны быть указаны выводы о следующем:

- требования безопасности заданы в полном объеме;

- требования, предъявляемые к системе железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке, в полном объеме реализованы в программно-аппаратных решениях;

- программно-аппаратные решения не привносят дополнительных негативных свойств относительно первоначальных требований безопасности;

- представленные доказательства обоснованы и достоверны.

Испытательная лаборатория (центр) при участии организации-разработчика должна провести экспертизу и испытания для подтверждения доказательного материала, представленного в документе "Доказательство безопасности". Подтверждение обоснованности количественных показателей безопасности должно производиться с использованием расчетных методов.

Система железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке должна допускаться в эксплуатацию только при наличии положительного заключения от испытательной лаборатории (центра).

На этапе эксплуатации системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке выполнение требований безопасности к аппаратным и программным средствам должно оцениваться экспертными и расчетными методами по результатам мониторинга и статистических отчетов об отказах системы. Сбор и обработка данных о безопасности и надежности эксплуатируемой системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочной горке осуществляется в соответствии с методическими указаниями по надежности в технике и сбору и обработке информации о надежности изделий в эксплуатации [1], с выделением при этом отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения. Анализ последствий отказов (сбоев), вызванных отказами (сбоями) программного обеспечения осуществляется в соответствии с методическими указаниями по надежности в технике и методам оценки показателей надежности по экспериментальным данным [2].