ГОСТ Р 54833-2011
НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
СИСТЕМЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ АВТОМАТИКИ И ТЕЛЕМЕХАНИКИ НА СОРТИРОВОЧНЫХ СТАНЦИЯХ
Требования безопасности и методы контроля
Automatics and telemechanics railway systems on rail classification yards. Safety requirements and methods of checking
ОКС 45.020
Дата введения 2013-01-01
Предисловие
Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"
Сведения о стандарте
1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования "Петербургский государственный университет путей сообщения" (ФГБОУ ВПО "ПГУПС")
2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 45 "Железнодорожный транспорт"
3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 1227-ст
4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомления и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет
Настоящий стандарт распространяется на системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных станциях железнодорожного транспорта (далее - системы).
Настоящий стандарт устанавливает функции безопасности и условия безопасного функционирования систем, значения параметров, обеспечивающих безопасность, критерии их опасных отказов, а также требования к аппаратно-программным средствам систем.
Настоящий стандарт применяют при разработке, проектировании, изготовлении аппаратно-программных средств, применяемых в составе систем, а также при оценке соответствия систем требованиям безопасности.
Настоящий стандарт не распространяется на системы управления, системы и устройства автоматики и телемеханики технологического железнодорожного транспорта организаций и на системы управления движением городского рельсового транспорта.
В настоящем стандарте использована нормативная ссылка на следующий стандарт:
ГОСТ Р 53431-2009 Автоматика и телемеханика железнодорожная. Термины и определения.
Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.
В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 53431.
4.1.1.1 Системы должны минимизировать риск нанесения ущерба здоровью людей, имуществу и окружающей среде в результате столкновений подвижных единиц (железнодорожных поездов, локомотивов, железнодорожных подвижных составов, отцепов) с недопустимой скоростью или схода с рельсов. Состояние железнодорожных путей, стрелочных переводов, искусственных сооружений, железнодорожного подвижного состава (далее - подвижной состав), перевозимого груза и систем железнодорожной автоматики и телемеханики должно обеспечивать непревышение допустимой количественной величины риска указанных транспортных происшествий.
4.1.1.2 Организация движения подвижных составов на сортировочной станции, в соответствии с принятыми технологическими процессами, должна осуществляться иерархической системой управления с использованием средств автоматизации и механизации различных технологических операций.
4.1.1.3 По характеру технологических операций различают районы управления парка прибытия составов сортировочной горки, парков формирования и отправления подвижных составов.
4.1.1.4 Условия безопасности движения подвижных составов должны контролироваться во всех районах управления, кроме района сортировочной горки, системами железнодорожной автоматики и телемеханики на железнодорожных станциях.
4.1.2.1 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны обеспечивать безопасное управление движением подвижных составов при:
- подаче подвижного состава на горку для его роспуска;
- надвиге подвижного состава на сортировочную горку и его роспуске;
- осаживании подвижного состава с горба сортировочной горки на пути приемного парка;
- маневровых передвижениях подвижного состава в пределах сортировочного парка с выездом на горб сортировочной горки и на обходной путь;
- параллельном роспуске подвижных составов с двух горбов сортировочной горки и с параллельных путей надвига.
4.1.2.2 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны выполнять следующие функции безопасности:
- горочной централизации;
- перевода горочной стрелки;
- автоматического регулирования скорости скатывания отцепов;
- увязки электрической централизации стрелок и сигналов с устройствами горочной автоматики и телемеханики.
4.1.2.3 Системы железнодорожной автоматики и телемеханики на сортировочных горках должны выполнять следующие технологические функции:
- технический контроль и отображение на рабочих местах операторов сортировочной горки состояния железнодорожных стрелок, светофоров, рельсовых участков, вагонных замедлителей, осаживателей, тормозных упоров, устройств определения веса, длины, ходовых свойств и скорости движения отцепов, счета числа осей в отцепах, контроля заполнения подгорочных путей и других средств автоматизации путевых объектов;
- сбор, обработку, диагностику и протоколирование данных об изменении состояний путевых, постовых и локомотивных устройств системы, а также управляющих воздействий оперативного персонала;
- формирование программ сортировки подвижных составов и контроль реализации команд управления техническими средствами и оперативным персоналом;
- телеуправление движением горочных локомотивов в маршрутах надвига;
- управление очисткой стрелок;
- управление и контроль энергоснабжения объектов станции;
- управление и контроль воздухопроводной сетью;
- управление тормозными упорами и осаживателями отцепов на путях сортировочного парка.
4.2.1.1 Горочная централизация должна обеспечивать:
- взаимодействие с устройствами электрической централизации стрелок и сигналов парка прибытия в маршрутах надвига и осаживания;
- контроль положения горочных стрелок и занятость стрелочных и бесстрелочных секций сортировочной горки;
- замыкание всех пошерстных стрелок, по которым осуществляется роспуск подвижного состава, а также охранных стрелок, исключающих выход подвижного состава в зону роспуска;
- управление светофорами с исключением взаимных враждебных маршрутов;
- контроль условий безопасного перевода горочных стрелок при реализации индивидуальных команд оператора горочного поста на перевод или маршрутных заданий автоматического режима;
- формирование, регистрацию, накопление маршрутных заданий и программ автоматического перевода стрелок распределительной зоны сортировочной горки;
- контроль фактической реализации маршрутных заданий отцепов;
- фиксацию результатов роспуска подвижных составов и передачу данных на вышестоящий уровень управления сортировочной станцией;
- подготовку автоматического перевода горочных стрелок в соответствии с маршрутным заданием, которая должна осуществляться при выполнении следующих вспомогательных функций:
а) трансляции маршрутного задания на перевод стрелок перед отцепом;
б) слежения за перемещением отцепов с контролем наличия защитного интервала между ними;
в) определения разделительной стрелки в маршрутах отцепов, следующих друг за другом;
г) фиксации нагона одного отцепа другим;
д) восстановления маршрутного задания нагнавшего отцепа после разделения отцепов на тормозной позиции.
4.2.2.1 При реализации функции перевода горочной стрелки должны выполняться следующие условия:
- начало перевода горочной стрелки при свободном состоянии горочного стрелочного участка;
- возможность перевода и изменения направления перевода свободной горочной стрелки при любом исходном положении остряков;
- время перевода горочной стрелки не более 0,6 с;
- доведение остряков горочной стрелки до крайнего положения при вступлении отцепа на предстрелочный участок во время начавшегося перевода стрелки;
- автоматический возврат остряков горочной стрелки в первоначальное положение при свободном состоянии стрелочного участка, если нет информации о переведенном положении горочной стрелки более 1,2 с;
- завершение перевода горочных стрелок в контролируемое положение в случае отключения источников электроснабжения во время их перевода;
- индивидуальный контроль каждой горочной стрелки с фиксацией крайних положений остряков и состояния отсутствия контроля положения;
- определение взреза горочной стрелки и фиксацию отсутствия контроля горочной стрелки более 5 с;
- фиксацию занятого состояния горочной стрелки подвижным составом при освобождении стрелочной рельсовой цепи при проходе длиннобазного вагона.
4.2.2.2 При выполнении функции перевода горочной стрелки необходимо исключить:
- перевод горочной стрелки под подвижным составом (перевод горочной стрелки при занятом стрелочном участке);
- остановку перевода горочной стрелки в случае отключения источников электроснабжения в момент начавшегося ее перевода;
- остановку перевода горочной стрелки при вступлении отцепа на предстрелочный участок во время перевода стрелки;
- перевод горочной стрелки при освобождении рельсовой цепи горочной стрелки под длиннобазным вагоном;
- несанкционированный перевод пошерстной горочной стрелки, не включенной в горочную автоматическую централизацию;
- установку маневрового маршрута из сортировочного парка через замедлители вагонов без контроля их отторможенного состояния.