4.4.1 Характеристика давление - температура
Максимально допустимое рабочее давление насоса в наиболее жестких рабочих условиях должно быть четко определено изготовителем. Максимально допустимое рабочее давление насоса (корпус и крышка, включая корпус уплотнения вала и нажимную крышку сальника/торцевую пластину) не должно превышать номинального давления фланцев насоса.
4.4.2 Корпус насоса
4.4.2.1 Насосы следует изготавливать с радиальным разъемом корпусов, если в спецификации указано одно из следующих условий:
a) температура перекачиваемой жидкости 200 °С и больше (нижний температурный предел должен быть определен при вероятности термического удара);
b) перекачивается токсичная или легковоспламеняющаяся жидкость плотностью менее 0,7·10 кг/м при установленной рабочей температуре;
c) легковоспламеняющаяся жидкость при установленном уровне давления нагнетания выше 7 МПа.
Примечание - Насосы с осевым разъемом корпусов могут быть применены в вышеуказанных условиях по согласованию с потребителем. (Потребителю рекомендуется детально рассмотреть разработку и предыдущие аналогичные разработки изготовителя на соответствие насоса с осевым разъемом корпуса данным условиям. Условиями для принятия решения должны быть: гидростатические испытания максимальным давлением, способ уплотнения горизонтального разъема, месторасположение насоса и компетентность обслуживающего персонала.)
4.4.2.2 Толщина стенки корпуса насоса должна соответствовать максимальному рабочему давлению с учетом допуска на увеличение напора и повышение частоты вращения при температуре перекачиваемой среды и давлению гидростатических испытаний при температуре окружающей среды.
Максимально допустимое давление на рабочий корпус должно быть больше или равно максимальному давлению нагнетания.
Полости двойных корпусов горизонтальных многоступенчатых насосов (3 и более ступени) и насосов с осевым разъемом корпусов, обычно подверженных действию давления на всасывании, нет необходимости рассчитывать на величину давления на выходе (потребитель должен рассмотреть целесообразность монтажа разгрузочного клапана или подобного устройства на входной стороне насоса). Потребителю необходимо определить, должен ли вход вертикального герметичного насоса соответствовать/выдерживать максимальное давление нагнетания (это является целесообразным, если 2 и более насоса имеют общую систему нагнетания). Допускаемые напряжения, возникающие в конструкции деталей из любого материала, не должны превышать значений, указанных в стандартах на материалы. Методы расчета деталей, работающих под давлением, и запас прочности при выборе материалов должны соответствовать действующим национальным стандартам.
Толщины стенок деталей, работающих под давлением, должны иметь припуск на коррозию, равный минимум 3 мм, но в отдельно обоснованных случаях может быть и меньше.
4.4.2.3 Максимальное давление нагнетания должно применяться для всех частей корпуса, находящегося под давлением, в соответствии с его определением (см. 3.31), кроме случая для насоса с двойным корпусом, горизонтального многоступенчатого насоса (3 и более ступеней) и насоса с осевым разъемом корпуса.
4.4.2.4 Для насосов с двойным корпусом внутренний корпус должен быть рассчитан на максимальную разницу внутренних давлений. Если максимальная разница внутренних давлений менее 0,35 МПа, то внутренний корпус насоса должен быть рассчитан на давление 0,35 МПа.
4.4.2.5 Если есть риск возникновения несоосности между насосом и приводом из-за разницы температур или по другой причине, должны быть приняты предохранительные меры для ее минимизации, например выверка опор относительно оси, охлаждение опор, предварительная юстировка.
4.4.3 Материалы
Материалы, используемые для изготовления деталей, подверженных давлению жидкости, должны выбираться с учетом свойств перекачиваемой жидкости, конструкции насоса и его назначения (см. раздел 5).
4.4.4 Конструктивные особенности
4.4.4.1 Разборка
Конструкция насосов, за исключением насосов с вертикальным трансмиссионным валом и секционных многоступенчатых насосов, должна обеспечивать возможность замены рабочего колеса, вала, уплотнения вала и подшипникового узла без отсоединения всасывающего и напорного трубопроводов от корпуса.
Для насосов с осевым разъемом корпуса монтажная проушина или рым-болт должны обеспечивать подъем только верхней половины корпуса. Методы подъема собранных насосов должны быть указаны изготовителем.
4.4.4.2 Винтовой домкрат и штифты
Винтовой домкрат и штифты, ориентирующие детали относительно друг друга, должны обеспечивать легкость демонтажа и переборки. Если винтовой домкрат используется как средство разделения контактирующих поверхностей, одна из поверхностей должна иметь углубления или зенковку, соосную винтовому домкрату, чтобы предотвратить нарушение герметичности соединения или нарушение подгонки, вызванное ударом.
4.4.4.3 Кожухи
Наличие кожухов обогрева или охлаждения корпуса или сальника, или и того и другого является необязательным требованием. Кожухи должны проектироваться на рабочее давление от 0,6 МПа при температуре 170 °С.
Система охлаждения должна гарантированно предотвращать утечку перекачиваемой жидкости в хладагент. Канал охлаждающей жидкости не должен проходить через стыковой разъем корпуса.
4.4.4.4 Уплотнения корпуса
Уплотнения разъемов корпусов должны соответствовать условиям эксплуатации и гидростатических испытаний насоса при температуре окружающей среды.