4.4.1 Характеристика давление-температура
Максимально допустимое рабочее давление насоса в наиболее жестких рабочих условиях должно быть четко определено изготовителем. Максимально допустимое рабочее давление насоса (корпус и крышка, крышка сальника/торцевая пластина) не должно превышать номинальное давление фланцев насоса (см. 4.5.2).
Для насосов, отвечающих требованиям ГОСТ 22247, должно выполняться следующее:
a) расчетное давление проектируемого насоса при изготовлении из литейного чугуна, ковкого чугуна, углеродистой или нержавеющей стали должно быть не менее 1,6 МПа при 20 °С;
b) для материалов, механические свойства которых не обеспечивают расчетное давление в 1,6 МПа, характеристика давление-температура должна быть скорректирована в соответствии с оцениваемым температурным напряжением материала. Такие условия должны быть указаны изготовителем.
4.4.2 Толщина стенки
Толщина стенки корпуса уплотнения вала и концевой крышки сальника должна выдерживать внутреннее давление и предельные нагрузки при максимально допустимом давлении и рабочей температуре.
Корпус должен выдерживать давление гидростатического испытания (см. 6.3.3) при температуре окружающей среды.
По требованию потребителя толщина деталей, подверженных давлению, должны иметь припуск на коррозию 3 мм.
4.4.3 Материалы
Материалы, используемые для изготовления деталей, подверженных давлению жидкости, должны выбираться с учетом свойств перекачиваемой жидкости, конструкции насоса и его назначения (см. раздел 5).
4.4.4 Конструктивные особенности
4.4.4.1 Разборка
Конструкция насосов, за исключением насосов с вертикальным трансмиссионным валом и секционных многоступенчатых насосов, должна обеспечивать возможность разборки рабочего колеса, вала, уплотнения вала и подшипникового узла без отсоединения всасывающего и напорного трубопроводов от корпуса. Для консольных насосов, когда извлечение ротора без отсоединения конструктивно не выполнимо, это должно быть указано изготовителем в технической документации.
4.4.4.2 Винтовой домкрат
Если винтовой домкрат (отжимной винт) используется как средство разделения контактирующих поверхностей, одна из поверхностей должна иметь углубления или зенковку, соосную винтовому домкрату, чтобы предотвратить возможность протечки разъема или плохого прилегания поверхностей. Количество винтовых домкратов должно гарантировать возможность демонтажа отдельных деталей и узлов без необходимости прилагать большие усилия или вероятности увеличения риска их повреждения. По возможности следует избегать использования полых винтовых домкратов.
4.4.4.3 Кожухи
Наличие кожухов обогрева или охлаждения корпуса или сальника, или обоих из них является необязательным требованием. Кожухи должны проектироваться на рабочее давление от 0,6 МПа при температуре 170 °С. При определенных условиях эксплуатации может возникнуть необходимость в проектировании нагревательной рубашки на давление 1,6 МПа при 200 °С (для пара) или на 0,6 МПа при 350 °С (для горячих масел).
4.4.4.4 Уплотнения корпуса
Уплотнения разъемов корпусов должны соответствовать условиям эксплуатации и гидростатических испытаний насоса. Для радиальных разъемов корпусов должны быть предусмотрены защитные кожухи с целью предотвращения фонтанирующих выбросов в атмосферу.
4.4.4.5 Вывод пара
Конструкция насоса, работающего с жидкостью под давлением, близким к упругости паров, или с высоким содержанием газов должна предусматривать отвод паров.
4.4.4.6 Внешнее болтовое соединение
Болты и шпильки, соединяющие детали корпуса, работающие под давлением, включая корпус уплотнения вала, должны быть диаметром не менее 12 мм (метрическая резьба). В случае ограниченности пространства возможно использование болтов или шпилек диаметром меньше 12 мм.
Выбранное болтовое соединение (необходимого класса) должно соответствовать максимально допустимому рабочему давлению. При небольшом количестве мест крепления необходимо использовать крепеж со специальными параметрами. С целью обеспечения взаимозаменяемости для других соединений может быть применен тот же крепеж со специальными параметрами. По возможности следует избегать использования полых крепежных деталей.
4.4.4.7 Опора корпуса при высокой температуре
При высокотемпературном применении, выше 175 °С, следует предусмотреть опору корпуса насоса на осевой линии.