Организация и проводимая политика могут всецело поддерживать МЗ, однако вначале представляется целесообразным проанализировать отдельные, уже определенные общие барьеры и способы их рассмотрения. Барьеры для МЗ приведены в таблице 1.
Таблица 1 - Барьеры для МЗ
Барьер | Замечания | Ключевые разделы и подразделы |
Время и приоритетность | Приобретение знаний и обмен знаниями требуют времени. Все более активно официальные разрешения руководства и ожидания в связи с обменом знаниями становятся частью технических условий на выполнение работы (и оценок) | 3, 5.4 |
Различие между заявлениями руководства и действиями | Культура, ориентированная на знания, даст хорошие результаты, однако менеджеры, которые вели программу, затем быстро переключаются на другие области, в результате чего теряется эффективность и результативность, характерные для хорошего МЗ. | 5.2, 5.3, 7.3 |
Стойкое убеждение в том, что знание - сила | Конкурентная внутренняя среда во многих организациях повышает роль знаний; обладание уникальным знанием рассматривается как сила и гарантия занятости в данной организации | 4.1, 5.1, 7.2 |
Апатия в отношении обмена знаниями | Ценности и поведение руководства высшего звена могут иметь большое значение для предрасположенности сотрудников к обмену знаниями | 5.3, 6.1 |
Синдром "не изобретено здесь" | Люди нередко получают большее удовлетворение от изобретения чего-нибудь, чем от выполнения работы на основе чьей-то идеи, даже когда они знают, что это может сэкономить время и издержки. Для организаций функциональные факторы часто являются препятствием для обмена знаниями | 4.1, 5.3, 5.4, 7.4 |
Системы вознаграждения, которые ослабляют обмен знаниями | Отдельные системы вознаграждений и поощрений неумышленно способствуют утаиванию знаний. Даже если они созданы для поощрения обмена знаниями, они могут ограничивать изменения в культуре. Следовательно, не упускайте из виду дестимулирующую сторону любой системы вознаграждения | 5.4 |
Различные культуры и субкультуры | Существуют значительные различия между социальными и национальными культурами, которые могут привести к различным интеграциям и поведению. Доверие и обмен информацией могут оказывать отрицательное воздействие без эффективного менеджмента | 3 |
Знания передаются через язык | Без общего организационного языка, описывающего опыт, нельзя сообщить то, что известно | 3 |
Рассмотрение организации как "машиноподобной" | Некоторые люди считают, что организация лучше понимается как "машина" и что простое изменение процесса само обеспечит необходимость требуемых перемен. В противоположность этому люди не могут познать многого без включения в процесс познания и без размышления | 2.2, 6.3 |
Организационная "амнезия" | Организации часто не могут сохранить приобретенные знания и уроки, усвоенные в прошлом | 6.2 |
Развитие на основе "виртуальной" работы может как препятствовать, так и помогать | Учитывая, что инструменты сотрудничества могут иметь большое значение для программы по МЗ, налицо достаточно много фактов, подтверждающих наиболее эффективное познание посредством личного общения между людьми | 7.6 |
Повышенное внимание к технологии или неадекватная технология | Отдельные менеджеры считают, что само действие по предложению сотрудникам доступа к информации скажется благотворным образом на организации. Значимость знаний заключается не только в канале доступа, но и во взаимодействиях между людьми, которые обеспечиваются этим каналом | 7.2, 7.3, 7.6 |
Знания не развиваются вечно | Непознание и отказ от старых способов мышления, даже отход от целых блоков знаний способствуют жизнеспособности и эволюции знаний | 6.3 |