Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р 54876-2011 Менеджмент знаний. Руководство по обеспечению взаимосвязи менеджмента знаний с культурой организации и другими организационными процессами (Переиздание)

     2.1 Барьеры для МЗ


Организация и проводимая политика могут всецело поддерживать МЗ, однако вначале представляется целесообразным проанализировать отдельные, уже определенные общие барьеры и способы их рассмотрения. Барьеры для МЗ приведены в таблице 1.


Таблица 1 - Барьеры для МЗ

Барьер

Замечания

Ключевые разделы и подразделы

Время и приоритетность

Приобретение знаний и обмен знаниями требуют времени. Все более активно официальные разрешения руководства и ожидания в связи с обменом знаниями становятся частью технических условий на выполнение работы (и оценок)

3, 5.4

Различие между заявлениями руководства и действиями

Культура, ориентированная на знания, даст хорошие результаты, однако менеджеры, которые вели программу, затем быстро переключаются на другие области, в результате чего теряется эффективность и результативность, характерные для хорошего МЗ.

Неспособность руководства высшего звена донести до сведения сотрудников значимость МЗ рассматривается как основное препятствие

5.2, 5.3, 7.3

Стойкое убеждение в том, что знание - сила

Конкурентная внутренняя среда во многих организациях повышает роль знаний; обладание уникальным знанием рассматривается как сила и гарантия занятости в данной организации

4.1, 5.1, 7.2

Апатия в отношении обмена знаниями

Ценности и поведение руководства высшего звена могут иметь большое значение для предрасположенности сотрудников к обмену знаниями

5.3, 6.1

Синдром "не изобретено здесь"

Люди нередко получают большее удовлетворение от изобретения чего-нибудь, чем от выполнения работы на основе чьей-то идеи, даже когда они знают, что это может сэкономить время и издержки. Для организаций функциональные факторы часто являются препятствием для обмена знаниями

4.1, 5.3, 5.4, 7.4

Системы вознаграждения, которые ослабляют обмен знаниями

Отдельные системы вознаграждений и поощрений неумышленно способствуют утаиванию знаний. Даже если они созданы для поощрения обмена знаниями, они могут ограничивать изменения в культуре. Следовательно, не упускайте из виду дестимулирующую сторону любой системы вознаграждения

5.4

Различные культуры и субкультуры

Существуют значительные различия между социальными и национальными культурами, которые могут привести к различным интеграциям и поведению. Доверие и обмен информацией могут оказывать отрицательное воздействие без эффективного менеджмента

3

Знания передаются через язык

Без общего организационного языка, описывающего опыт, нельзя сообщить то, что известно

3

Рассмотрение организации как "машиноподобной"

Некоторые люди считают, что организация лучше понимается как "машина" и что простое изменение процесса само обеспечит необходимость требуемых перемен. В противоположность этому люди не могут познать многого без включения в процесс познания и без размышления

2.2, 6.3

Организационная "амнезия"

Организации часто не могут сохранить приобретенные знания и уроки, усвоенные в прошлом

6.2

Развитие на основе "виртуальной" работы может как препятствовать, так и помогать

Учитывая, что инструменты сотрудничества могут иметь большое значение для программы по МЗ, налицо достаточно много фактов, подтверждающих наиболее эффективное познание посредством личного общения между людьми

7.6

Повышенное внимание к технологии или неадекватная технология

Отдельные менеджеры считают, что само действие по предложению сотрудникам доступа к информации скажется благотворным образом на организации. Значимость знаний заключается не только в канале доступа, но и во взаимодействиях между людьми, которые обеспечиваются этим каналом

7.2, 7.3, 7.6

Знания не развиваются вечно

Непознание и отказ от старых способов мышления, даже отход от целых блоков знаний способствуют жизнеспособности и эволюции знаний

6.3