4.1 Шпалы в зависимости от типа рельсового скрепления подразделяют на:
- тип I - для раздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса и подкладки к шпале;
- тип II - для нераздельного анкерного рельсового скрепления с безрезьбовым прикреплением рельса к шпале;
- тип III - для нераздельного рельсового скрепления с резьбовым прикреплением рельса к шпале.
Схемы шпал типов I, II и III представлены на рисунках 1-3.
Рисунок 1 - Схема шпал типа I
Рисунок 2 - Схема шпал типа III
Рисунок 3 - Общий вид шпал типа II
Каждый из указанных типов шпал включает подтипы шпал с отдельными конструктивными особенностями. Обозначения подтипов шпал приводят в конструкторской документации, согласованной с владельцами инфраструктуры.
4.2 По применимости в кривых участках железнодорожного пути разного радиуса шпалы всех типов относят к двум видам:
- для прямых и кривых участков железнодорожного пути радиусом 350 м и более;
- для кривых малого радиуса (менее 350 м) и переходных кривых.
4.3 Для участков железнодорожного пути с двумя различными значениями ширины рельсовой колеи предусмотрены шпалы для совмещенной ширины колеи, представленные на рисунке 4.
а)
б)
а) при трех рельсовых нитках (тип шпалы III); б) при четырех рельсовых нитках (тип шпалы I)
Рисунок 4 - Схема шпал с совмещенной колеей разной ширины