Статус документа
Статус документа

ОДМ 218.3.017-2011 Методические рекомендации по определению колееобразования асфальтобетонных покрытий прокатыванием нагруженного колеса

     3.1 Оборудование


Аппаратура для испытания на колееобразование состоит из нагруженного колеса, которое опирается на образец, тщательно закрепленный на столике в случае испытания по моделям А или Б. Столик под колесом или колесо над столиком движется возвратно поступательно, создавая условия для возникновения колеи на поверхности испытываемого образца. Вертикальный люфт у нагруженного колеса должен быть менее 0,25 мм.

В случае испытания по модели В металлическое колесо опирается на пневматический шланг, положенный на поверхность образца по всей его длине. Для моделей А и Б нагруженное колесо может иметь шину внешним диаметром между 200 и 205 мм. Рисунка на шине может не быть, а поперечный профиль - иметь постоянную толщину ±1 мм, где (50±5) мм. Толщина шины должна быть равна (20±2) мм. Шина может быть из цельной резины.

Для модели В пневматический шланг снабжен колесом, позволяющим создавать требуемое контактное давление на границы пневматического шланга и испытываемого образца, диаметр шланга 18-20 мм.

Для моделей А и Б нагрузка на колесо в неподвижном состоянии может быть равна Н, измеренная на наивысшей точке образца и вертикально расположенная по отношению к плите столика. Данная нагрузка может быть достигнута с использованием нагруженной одноопорной балки.

Для модели В система колесо-шланг способна создавать контактное давление на образец от 700 до 1380 кПа или до 450 до 1130 Н вертикальной нагрузки.

Для моделей А и Б столик для образца сконструирован таким образом, что может держать неподвижным цилиндрический образец-керн или приготовленный в лабораторных условиях прямоугольный образец с обеспечением горизонтального положения в плоскости дорожки колеса и с центром, размещенным для обеспечения симметричного размещения дорожки колеса относительно образца.

В случае проведения испытания по модели В образцы помещаются в обойму из плотного полиэтилена или иного пластикового материала, способного не деформироваться во время испытания.

Устройство испытания на колееобразование (устройство прокатывания нагруженного колеса) может быть сконструировано таким образом, чтобы образец в своей форме мог двигаться возвратно-поступательно под нагруженным колесом в одной горизонтальной плоскости или нагруженное колесо могло двигаться возвратно-поступательно по зафиксированному образцу. Центральная линия дорожки может быть не более чем на 5 мм смещена от теоретического центра образца. Центр контакта шины может производить простые гармонические движения относительно центра верхней поверхности образца. При испытании по моделям А и Б общая длина пути составляет (230±10) мм, а частота (26,5±1,0) циклов нагрузки за 60 с. Данная форма движения легко достигается поршневым приводом от маховика, но альтернативные приводные механизмы также подходят в случае удовлетворения всех изложенных выше требований.

При испытании по модели В могут быть испытаны керны диаметром 150 мм, высотой (75±3) мм и плиты длиной 300 мм, шириной 125 мм, толщиной 75 мм.

При испытании по моделям А и Б тележка и рама выполняются из стали с минимальными внутренними размерами 260300 мм. При измерении приложенной нагрузки в каждом из углов тележки ее вертикальный люфт не должен превышать 0,25 мм. Толщина нижней плиты тележки, на которую устанавливается форма, должна быть не менее 8 мм.

Устройство измерения вертикального положения нагруженного колеса может обеспечивать погрешность измерений не более ±0,2 мм в диапазоне значений.

Боковое ребро прямоугольного образца должно быть не менее 300 мм для испытаний по моделям А и Б.

Измеритель толщины способен измерять толщину образца с точностью ±1 мм.