Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.3.017-2011

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по определению колееобразования асфальтобетонных покрытий прокатыванием нагруженного колеса

     
Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью "Инновационный технический центр".

2 ВНЕСЕН Управлением научно-технических исследований, информационного обеспечения и ценообразования Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 29.12.2011 N 1032-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения


Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - методический документ) распространяется на асфальтобетонные покрытия из горячих смесей, применяемых для устройства конструктивных слоев дорожной одежды, и устанавливает методики определения колееобразования асфальтобетонных покрытий прокатыванием нагруженного колеса. Настоящий документ описывает процедуры испытания на малоразмерных устройствах (модели А и Б), а также с помощью анализатора асфальтобетонных покрытий (модель В).

     2 Термины и определения


В настоящем методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 номинальная толщина: Проектная толщина в миллиметрах, которая может быть у изготовленных образцов (для образцов, изготовленных в лаборатории).

2.2 глубина колеи: Уменьшение толщины образца в миллиметрах, вызванное повторяющимися проходами нагруженного колеса.

2.3 испытываемая поверхность: Поверхность испытываемого образца, по которой движется нагруженное колесо.

2.4 единичный результат испытания: Значение, полученное в результате испытания одного образца из определенной серии образцов.

2.5 серия образцов: Определенное в зависимости от модели испытания количество образцов из одного материала.

2.6 отпечаток колеса: След на ровной горизонтальной поверхности в момент, когда колесо находится под нагрузкой.

2.7 цикл нагружения: Два прохода (вперед и назад) нагруженного колеса.

2.8 уровень колееобразования (): Показатель, условно характеризующий поведение кривой образования колеи единичного образца.

2.9 средний уровень колееобразования (): Комплексный показатель, характеризующий интенсивность образования колеи серии образцов.

2.10 средняя глубина колеи (): Средняя глубина колеи серии испытанных образцов, определенная с точностью ±0,1 мм.

2.11 уклон кривой колееобразования (): Уклон кривой образования колеи, полученный в результате испытания образца.

2.12 средний уклон колееобразования (): Среднее из значений уклонов кривых колееобразования, полученное по серии образцов.

2.13 пропорциональная глубина колеи (): Отношение глубины колеи после определенного количества проходов к толщине испытываемого образца.

     3 Оборудование, средства контроля и вспомогательное оборудование

     3.1 Оборудование


Аппаратура для испытания на колееобразование состоит из нагруженного колеса, которое опирается на образец, тщательно закрепленный на столике в случае испытания по моделям А или Б. Столик под колесом или колесо над столиком движется возвратно поступательно, создавая условия для возникновения колеи на поверхности испытываемого образца. Вертикальный люфт у нагруженного колеса должен быть менее 0,25 мм.

В случае испытания по модели В металлическое колесо опирается на пневматический шланг, положенный на поверхность образца по всей его длине. Для моделей А и Б нагруженное колесо может иметь шину внешним диаметром между 200 и 205 мм. Рисунка на шине может не быть, а поперечный профиль - иметь постоянную толщину ±1 мм, где (50±5) мм. Толщина шины должна быть равна (20±2) мм. Шина может быть из цельной резины.

Для модели В пневматический шланг снабжен колесом, позволяющим создавать требуемое контактное давление на границы пневматического шланга и испытываемого образца, диаметр шланга 18-20 мм.

Для моделей А и Б нагрузка на колесо в неподвижном состоянии может быть равна Н, измеренная на наивысшей точке образца и вертикально расположенная по отношению к плите столика. Данная нагрузка может быть достигнута с использованием нагруженной одноопорной балки.

Для модели В система колесо-шланг способна создавать контактное давление на образец от 700 до 1380 кПа или до 450 до 1130 Н вертикальной нагрузки.

Для моделей А и Б столик для образца сконструирован таким образом, что может держать неподвижным цилиндрический образец-керн или приготовленный в лабораторных условиях прямоугольный образец с обеспечением горизонтального положения в плоскости дорожки колеса и с центром, размещенным для обеспечения симметричного размещения дорожки колеса относительно образца.

В случае проведения испытания по модели В образцы помещаются в обойму из плотного полиэтилена или иного пластикового материала, способного не деформироваться во время испытания.

Устройство испытания на колееобразование (устройство прокатывания нагруженного колеса) может быть сконструировано таким образом, чтобы образец в своей форме мог двигаться возвратно-поступательно под нагруженным колесом в одной горизонтальной плоскости или нагруженное колесо могло двигаться возвратно-поступательно по зафиксированному образцу. Центральная линия дорожки может быть не более чем на 5 мм смещена от теоретического центра образца. Центр контакта шины может производить простые гармонические движения относительно центра верхней поверхности образца. При испытании по моделям А и Б общая длина пути составляет (230±10) мм, а частота (26,5±1,0) циклов нагрузки за 60 с. Данная форма движения легко достигается поршневым приводом от маховика, но альтернативные приводные механизмы также подходят в случае удовлетворения всех изложенных выше требований.

При испытании по модели В могут быть испытаны керны диаметром 150 мм, высотой (75±3) мм и плиты длиной 300 мм, шириной 125 мм, толщиной 75 мм.

При испытании по моделям А и Б тележка и рама выполняются из стали с минимальными внутренними размерами 260300 мм. При измерении приложенной нагрузки в каждом из углов тележки ее вертикальный люфт не должен превышать 0,25 мм. Толщина нижней плиты тележки, на которую устанавливается форма, должна быть не менее 8 мм.

Устройство измерения вертикального положения нагруженного колеса может обеспечивать погрешность измерений не более ±0,2 мм в диапазоне значений.

Боковое ребро прямоугольного образца должно быть не менее 300 мм для испытаний по моделям А и Б.

Измеритель толщины способен измерять толщину образца с точностью ±1 мм.

     

     3.2 Средства контроля и вспомогательное оборудование для испытания кернов


Используется оборудование, описанное в п.3.1, дополненное следующим вспомогательным оборудованием и материалами:

- циркулярной пилой с абразивным диском, способной вырезать керны диаметром до 300 мм из уплотненной асфальтобетонной смеси и обеспечивать ровную (без гребней) поверхность;

- устройством для закрепления кернов, включающим две стальные, стеклянные или другие подходящие жесткие пластины и закрепляющие блоки для удержания кернов на месте их установки на плите или иные устройства, способные исключать перемещения керна во время его испытания;

- очищающим растворителем для очистки резиновой шины после использования, состоящим, например, из смеси ацетона (90%) и керосина (10%);

- фиксирующим составом, например, гипсом и затвердителем;

- контейнерами для смешения фиксирующего состава ( чистые бумажные стаканы);

- спиртовым уровнем длиной 100 мм.

     4 Отбор проб и приготовление образцов

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs