ПРОЕКТ*
________________________
* Текст проекта представлен
в авторской орфографии и
пунктуации разработчика. -
Примечание изготовителя базы данных
ТЕХНИЧЕСКИЙ РЕГЛАМЕНТ
ТС "О безопасности подвижного состава метрополитена"
(ТР ТС ХХХ/2012)
УТВЕРЖДЕН Решением Комиссии Таможенного союза от ____________
1. Настоящий технический регламент Таможенного союза (далее - ТС) распространяется на вновь разрабатываемые (модернизируемые), изготавливаемые подвижной состав метрополитенов и его составные части, выпускаемые в обращение для использования на метрополитенах на таможенной территории ТС.
Объектами технического регулирования настоящего технического регламента ТС являются вагоны метрополитена, поезда метрополитена и их составные части. Полный перечень объектов технического регулирования настоящего регламента ТС приведен в приложении N 1.
2. Требования настоящего технического регламента ТС обязательны при проектировании и производстве подвижного состава метрополитена и его составных частей, а также оценке соответствия продукции.
Настоящий технический регламент ТС не распространяется на технологический подвижной состав организаций метрополитена, предназначенный для перемещения людей и материальных ценностей на территории этих организаций и выполнения операций с подвижным составом метрополитена для собственных нужд организаций.
Требования к эксплуатации подвижного состава метрополитена в части обеспечения безопасности движения устанавливаются законодательством о метрополитенах государств-членов ТС.
3. Настоящий технический регламент ТС устанавливает требования к подвижному составу метрополитена и его составным частям в целях защиты жизни и здоровья человека, животных и растений, сохранности имущества, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей (пользователей) относительно его назначения и безопасности.
В настоящем техническом регламенте ТС применяются следующие термины и их определения:
автоматическая локомотивная сигнализация с автоматическим регулированием скорости (АРС) - система устройств, которая обеспечивает:
- сигнальное показание в кабине управления поездом метрополитена разрешающее движение при наличии свободного участка длиной не менее расчетного тормозного пути с предельно допустимой скорости или запрещающее движение и требующее остановки;
- непрерывный контроль за соблюдением допустимой скорости и автоматическое торможение при превышении поездом (составом) этой скорости;
- автоматический отпуск тормозов поезда после снижения скорости до предельно допустимой и при подтверждении машинистом бдительности;
- автоматическое торможение поезда (состава) до полной его остановки: перед занятым участком пути, перед участком пути, на котором нарушена целость рельсовой цепи, при нарушении приема сигнальных команд поездом (составом), перед светофором с красным огнем, при превышении скорости и не подтверждении машинистом восприятия торможения от устройства АЛС-АРС;
- контроль бдительности машиниста при отключенных поездных устройствах АРС.
автоматический тормоз - устройство, обеспечивающее автоматическую остановку поезда при разъединении или разрыве воздухопроводной магистрали и (или) при открытии крана экстренного торможения (стоп-крана);
безопасность подвижного состава метрополитена - состояние подвижного состава метрополитена, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, а также окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений;
выпуск в обращение - стадия жизненного цикла продукции от изготовления до ввода в эксплуатацию;
габарит подвижного состава метрополитена - поперечное перпендикулярное оси пути очертание, в котором, не выходя наружу, должен помещаться установленный на прямом горизонтальном пути (при наиболее неблагоприятном положении в колее и отсутствии боковых наклонений на рессорах и динамических колебаний) как в порожнем, так и в нагруженном состоянии подвижной состав метрополитена, в том числе имеющий максимально нормируемые износы;
доказательство безопасности - документ о безопасности продукции, содержащий совокупность доказательств о соответствии продукции требованиям безопасности, сформулированным в нормативной, проектной и конструкторской документации, и доказательств соответствия показателей безопасности продукции допустимым значениям;
допустимый риск - значение риска от применения подвижного состава метрополитена и его составных частей, исходя из технических и экономических возможностей производителя, соответствующего уровню безопасности, который должен обеспечиваться на всех стадиях жизненного цикла продукции;
единица подвижного состава метрополитена - отдельный объект подвижного состава метрополитена;
идентификация продукции - процедура установления соответствия данной продукции представленной технической документации;
инновационная продукция - продукция, технологические характеристики (функциональные признаки, конструктивное выполнение, дополнительные операции, а также состав применяемых материалов и компонентов) либо предполагаемое использование которой является принципиально новым или существенно отличаются от аналогичной ранее производимой продукции;
инспекционный контроль - контрольная оценка соответствия, осуществляемая с целью установления, что продукция продолжает соответствовать заданным требованиям технического регламента ТС, подтвержденными при сертификации;
кабина машиниста - отделенная перегородками часть кузова подвижного состава метрополитена, в которой расположено рабочее место машиниста, приборы и устройства для управления подвижным составом метрополитена;
конструкционная скорость подвижного состава метрополитена - наибольшая скорость движения, заявленная в технической документации на проектирование;
кран экстренного торможения (стоп-кран) - тормозной кран, служащий для выпуска воздуха из тормозной магистрали подвижного состава метрополитена и приведения в действие автоматических тормозов в случае необходимости экстренной остановки;
модернизация подвижного состава метрополитена - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего подвижного состава метрополитена путем замены его составных частей на более совершенные;
модернизация подвижного состава метрополитена с продлением срока службы - комплекс работ по улучшению технико-экономических характеристик существующего подвижного состава метрополитена путем внесения в базовую конструкцию изменений с целью продления срока службы;
назначенный ресурс - Суммарная наработка, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
назначенный срок службы - Календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой эксплуатация объекта должна быть прекращена независимо от его технического состояния;
назначенный срок хранения - Календарная продолжительность хранения, при достижении которой хранение объекта должно быть прекращено независимо от его технического состояния;
обоснование безопасности - документ, содержащий анализ риска, а также сведения из конструкторской, эксплуатационной, технологической документации о минимально необходимых мерах по обеспечению безопасности, сопровождающий продукцию на всех стадиях жизненного цикла и дополняемый сведениями о результатах оценки рисков на стадии эксплуатации после проведения ремонта;
оценивание риска - процесс сравнения проанализированных уровней риска с заранее установленными критериями и идентификации областей, где требуется обработка риска;
паспорт - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также сведения о сертификации и утилизации продукции;
пневматический тормоз - тормоз с пневматическим управлением;
подконтрольная эксплуатация - штатная эксплуатация подвижного состава метрополитена, сопровождающаяся дополнительным контролем и учетом технического состояния;
поезд метрополитена - сформированный и сцепленный состав вагонов с одним или несколькими действующими моторными вагонами, а также головными вагонами, имеющий установленные сигналы;
предельное состояние - состояние продукции, при котором ее дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна или восстановление ее работоспособного состояния невозможно или нецелесообразно;
продукция - подвижной состав метрополитена и (или) его составные части;
рекуперативное торможение - торможение подвижного состава метрополитена, осуществляемое посредством электродинамического тормоза, при котором высвобождаемая при переводе тяговых электродвигателей в генераторный режим электрическая энергия передается в контактный рельс или в накопитель электрической энергии;
руководство по эксплуатации - документ, содержащий сведения о конструкции, принципе действия, характеристиках (свойствах) продукции и указания, необходимые для правильной и безопасной эксплуатации продукции (использования по назначению, технического обслуживания, текущего ремонта, хранения и транспортирования) и оценок ее технического состояния при определении необходимости отправки ее в ремонт, а также сведения по утилизации продукции;
сертифицированная продукция - продукция, обязательное подтверждение соответствия которой требованиям технических регламентов ТС произведено в форме сертификации;
составная часть подвижного состава метрополитена - деталь, сборочная единица, комплекс или их комплект, входящие в конструкцию подвижного состава метрополитена и обеспечивающие его безопасную эксплуатацию, безопасность обслуживающего персонала и (или) пассажиров;
стояночный тормоз - устройство с ручным или автоматическим приводом, расположенное на единице подвижного состава метрополитена и предназначенное для ее закрепления на стоянке от самопроизвольного ухода, а также для принудительной аварийной остановки при наличии ручного или автоматического привода внутри единицы подвижного состава метрополитена;
техническая совместимость - способность подвижного состава метрополитена к взаимодействию друг с другом и с инфраструктурой метрополитена в соответствии с установленными настоящим техническим регламентом ТС требованиями;
торможение подвижного состава метрополитена - воздействие на приборы и устройства для управления тормозной системой с целью снижения скорости или остановки движущегося поезда или единицы подвижного состава метрополитена;
тормозной путь - расстояние, проходимое поездом за время от момента воздействия на приборы и устройства для управления тормозной системы, в том числе срабатывания крана экстренного торможения (стоп-крана), до полной остановки;
формуляр - документ, содержащий сведения, удостоверяющие гарантии изготовителя, значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, отражающие техническое состояние указанной продукции, сведения о сертификации и утилизации продукции, а также сведения, которые вносят в период ее эксплуатации (длительность и условия работы, техническое обслуживание, ремонт и др.);
эксплуатационная документация - конструкторская документация, которая в отдельности или в совокупности с другой документацией определяет правила эксплуатации продукции и (или) отражает сведения, удостоверяющие гарантированные изготовителем значения основных параметров и характеристик (свойств) продукции, а также гарантии и сведения по ее эксплуатации в течение установленного срока службы;
экстренное торможение - торможение, применяемое в случаях, требующих немедленной остановки поезда, путем реализации максимальной тормозной силы;
электродинамический тормоз - способ при котором сила торможения создается при преобразовании кинетической энергии поезда в электрическую энергию путем перевода тяговых электродвигателей в генераторный режим;
электропневматический тормоз - устройство торможения с электрическим управлением пневматическими тормозами.
1. Подвижной состав метрополитена и (или) его составные части вводятся в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту ТС, а также другим техническим регламентам ТС или техническим регламентам Евразийского экономического сообщества (далее - ЕврАзЭС), действие которых на них распространяется.
2. Подвижной состав метрополитена и его составные части, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента ТС не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств-членов ТС, допускаться к выпуску в обращение на рынке и вводиться в эксплуатацию.
1. Настоящий технический регламент ТС с учетом степени риска причинения вреда устанавливает минимально необходимые требования к продукции, выполнение которых обеспечивает:
а) безопасность излучений;
б) биологическую безопасность;
в) взрывобезопасность;
г) механическую безопасность;
д) пожарную безопасность;
е) термическую безопасность;
ж) химическую безопасность;
з) электрическую безопасность;
и) электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования;
к) единство измерений.
2. При проектировании подвижного состава метрополитена и его составных частей должна оцениваться степень риска расчетным, экспериментальным и экспертным путем, в том числе на основании данных эксплуатации аналогичной продукции. Методы оценки степени риска должны быть установлены в стандартах или иных документах по стандартизации (далее - стандарты), включенных в перечни взаимосвязанных стандартов, применяемых для целей оценки (подтверждения) соответствия техническому регламенту ТС.
3. Безопасность подвижного состава метрополитена и его составных частей должна обеспечиваться путем:
а) осуществления комплекса научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ при проектировании продукции;
б) применения апробированных технических решений;
в) проведения комплекса расчетов, основанных на апробированных методиках;
г) выбора материалов и веществ, применяемых при проектировании и производстве продукции в зависимости от параметров и условий эксплуатации;
д) установления критериев предельных состояний продукции;
е) установления назначенных сроков службы и (или) ресурсов продукции, а также проведения технических обслуживаний и ремонтов с необходимой периодичностью;
ж) проведения испытаний основных узлов вагона на соответствие требованиям безопасности;