Организации всех типов и размеров сталкиваются с внутренними и внешними факторами и воздействиями, которые порождают неопределенность в отношении того, достигнут ли они своих целей, и когда. Влияние такой неопределенности на цели организации и есть "риск".
Вся деятельность организации включает в себя риск. Организации осуществляют риск-менеджмент посредством его идентификации, его анализа и последующего оценивания, будет ли риск изменен воздействием, чтобы соответствовать установленным критериям риска. На протяжении всего этого процесса они обмениваются информацией и консультируются с заинтересованными сторонами, а также наблюдают и анализируют риск и действия по управлению, которые изменяют риск для гарантии того, что какого-либо воздействия на риск в дальнейшем больше не потребуется. Настоящий стандарт подробно описывает этот систематический и логический процесс.
Поскольку все организации в определенной степени управляют риском, настоящий стандарт устанавливает ряд принципов, которые необходимо соблюдать для того чтобы менеджмент риска был эффективным. Настоящий стандарт рекомендует, чтобы организации разрабатывали, внедряли и постоянно улучшали инфраструктуру, цель которой заключается в интегрировании процесса менеджмента риска в общее управление, стратегию и планирование, менеджмент, процессы отчетности, политику, ценности и культуру.
Менеджмент риска может применяться ко всей организации в любое время в ее многих областях и на многих уровнях, а также к особым функциям, проектам и видам деятельности.
________________
В силу этого во многих областях установилась различная словоупотребительная практика в отношении понятия "менеджмент риска". Поэтому очень часто в научно-технической литературе встречается словосочетание "риск-менеджмент". Далее по тексту стандарта, где это уместно, также для простоты данное словосочетание используется наряду с общепринятым.
Несмотря на непрерывное развитие практики менеджмента во многих отраслях с целью соответствия различным потребностям, внедрение постоянных процессов в рамках общей инфраструктуры может способствовать эффективному и результативному управлению рисками во всей организации. Обобщенный подход, описанный в настоящем стандарте, устанавливает принципы и руководства управления рисками любой формы системным, прозрачным и надежным образом и в рамках любой области и содержания.
Каждая конкретная отрасль или сфера применения риск-менеджмента имеет свои отдельные потребности, потребителей, восприятия и критерии. Поэтому основной особенностью настоящего стандарта является включение "определения ситуации (контекста)" как деятельности, проводимой в начале общего процесса риск-менеджмента. При определении ситуации (контекста) необходимо рассматривать цели организации, окружающую среду, в которой эти цели достигаются, заинтересованные стороны и разнообразие критериев риска, все то, что помогает выявлять и оценивать характер и сложность этих рисков.
На рисунке 1 показаны взаимосвязи принципов менеджмента риска, инфраструктуры и процессов менеджмента риска, описанных в настоящем стандарте.
Рисунок 1 - Взаимосвязи между принципами, инфраструктурой и процессом менеджмента риска
При применении и поддержании в соответствии с настоящим стандартом риск-менеджмент дает возможность организации:
- повышать возможность достижения целей;
- поддерживать активный менеджмент;
- осознавать необходимость идентификации и воздействия на риски по всей организации;
- улучшать идентификацию возможностей и угроз;
- отвечать соответствующим законодательным и другим обязательным требованиям и международным нормам;
- улучшать обязательную и управленческую отчетность;
- улучшать управление;
- укреплять доверие заинтересованных сторон;
- создавать надежный базис для принятия решений и планирования;
- совершенствовать управление;
- эффективно распределять и использовать ресурсы для воздействия на риск;
- повышать функциональную эффективность и результативность;
- повышать уровень обеспечения безопасности, здоровья, а также защиты окружающей среды;
- совершенствовать предотвращение потерь и менеджмент инцидентов;
- сводить к минимуму потери;
- улучшать обучение в организации;