Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54613-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Воздушный транспорт

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И ГРУППОВЫЕ СПАСАТЕЛЬНЫЕ ПЛАВСРЕДСТВА (ПЛОТЫ) ВОЗДУШНЫХ СУДОВ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ

Общие технические требования

Air transport. Individual and group saving swimming craft (rafts) of civil aircrafts. General technical requirements



ОКС 03.220.50

Дата введения 2012-06-01

 

    Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Государственный научно-исследовательский институт гражданской авиации" (ФГУП "ГосНИИ ГА")

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 034 "Воздушный транспорт"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 8 декабря 2011 г. N 748-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Июнь 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

     1 Область применения

1.1 Настоящий стандарт устанавливает общие технические требования к спасательным плавсредствам:

- индивидуальным - авиационным спасательным жилетам;

- групповым - односторонним и двусторонним авиационным спасательным плотам.

1.2 Настоящий стандарт распространяется на авиационные спасательные жилеты:

- надувные (тип I) и ненадувные (тип II). Оба типа жилетов могут быть четырех возрастных категорий: "Для взрослых", "Для взрослых/подростков", "Для детей" и "Для младенцев". Категория спасательного жилета определяется массой пользователя и минимальной расчетной плавучестью жилета;

- на авиационные спасательные плоты:

- предназначенные для использования на всех категориях воздушных судов (тип I),

- предназначенные для использования на воздушных судах нетранспортной категории (тип II).

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ 2.601 Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы

________________

Действует ГОСТ Р 2.601-2019.


ГОСТ 2.610 Единая система конструкторской документации. Правила оформления эксплуатационных документов

________________

Действует ГОСТ Р 2.610-2019.


Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины и определения


В настоящем стандарте применяются термины по [1], [2], а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 авиационный спасательный жилет: Средство, предназначенное для поддержания пользователя на плаву в определенном положении после аварийного покидания воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду или оказавшегося в аварийных условиях на водной поверхности.

3.2 авиационный спасательный плот: Средство, предназначенное для поддержания группы пользователей на плаву и их защиты от неблагоприятных внешних условий после аварийного покидания воздушного судна, совершившего вынужденную посадку на воду или оказавшегося в аварийных условиях на водной поверхности.

3.3 вместимость плота: Номинальная или перегрузочная вместимость спасательного плота, зависящая от размеров площади днища плота, пригодной для сидения.

3.4 двусторонний плот: Спасательный плот, рассчитанный на использование при двух (обоих) расчетных положениях на плаву.

3.5 средство посадки (входной трап/рампа): Устройство, предназначенное для облегчения поднятия на плот пользователя из воды.

3.6 днище плота: Часть спасательного плота, закрепленная по периметру камеры плавучести, которая предназначена для размещения пользователей в плоту вне водной поверхности.

3.7 защитный тент: Часть спасательного плота, предназначенная для защиты пользователей в плоту от неблагоприятных внешних условий.

3.8 односторонний плот: Спасательный плот, рассчитанный на его использование в одном расчетном положении на плаву (днищем вниз).

3.9 камера плавучести: Основная часть надувного спасательного жилета (типа I), которая в наполненном газом состоянии до расчетного объема способна создавать для пользователя необходимый запас плавучести.

3.10 плавучесть: Силы, действующие на частично погруженное в воду тело, т.е. свойство погруженного в жидкость тела оставаться в равновесии на плаву, не погружаясь полностью в воду.

3.11 постоянная плавучесть: Основная часть ненадувного спасательного жилета (типа II), конфигурация и водонепроницаемость которой способны создавать необходимый для пользователя запас плавучести.

3.12 средства фиксации жилета: Система лент с замком и регулировочными пряжками, которая в предписанном положении в сочетании с камерой плавучести или постоянной плавучестью обеспечивает надежное закрепление жилета на теле пользователя.

3.13 пусковой/привязной (буксировочный) фал: Фал, предназначенный для механического включения системы газонаполнения, удержания спасательного плота на плаву около воздушного судна и буксировки спасательного плота спасательными судами.

3.14 пусковой шнур: Приспособление для механического включения системы газонаполнения.

3.15 светоотражательные элементы: Элементы в виде полос, кругов и т.п., предназначенные для облегчения обнаружения пользователя.

3.16 система наполнения (газонаполнения): Система, обеспечивающая наполнение газом камеры плавучести до расчетного давления.

3.17 спасательный леер: Лента, закрепленная по внешнему периметру камеры плавучести, которая предназначена для поддержания пользователя на плаву рядом со спасательным плотом.

3.18 спасательный световой маяк: Система из источника светового излучения, блока питания и соединительных элементов, предназначенная для обозначения местонахождения пользователя.

     4 Общие технические требования к авиационным спасательным жилетам

4.1 Материалы

4.1.1 Качество использованных материалов и их пригодность для применения в спасательных жилетах должны быть подтверждены опытом эксплуатации и/или испытаниями.

4.1.2 Неметаллические материалы. Ткани с покрытием

4.1.2.1 Готовое изделие должно быть чистым и не должно иметь никаких дефектов, которые могут отрицательно повлиять на его функционирование.

4.1.2.2 Ткани с покрытием и другие детали, подверженные ухудшению характеристик, должны быть изготовлены не позднее 18 мес до даты поставки готового изделия или переосвидетельствованы согласно спецификации на материал.

4.1.2.3 Материал не должен поддерживать рост грибков.

4.1.2.4 Прочность

Ткани с покрытием, включая швы, подверженные ухудшению характеристик, которые использованы для изготовления изделий, должны сохранять не менее 90% своих исходных физических свойств после того, как эти ткани подверглись испытаниям на ускоренное старение.

4.1.2.5 Адгезия

В дополнение к требованиям 4.1.2.4 ткани с покрытием после ускоренного старения должны обладать приемлемой минимальной прочностью.

4.1.2.6 Газопроницаемость     

Максимальная газопроницаемость тканей с покрытием, используемых для изготовления надувных камер, применительно к гелию не должна превышать 5 л/м в течение 24 ч при температуре 25°С.

4.1.2.7 Прочность шва и клеи

Клеевые швы, использованные для изготовления жилета, должны удовлетворять минимальным требованиям к прочности.

Швы тканей с покрытием, соединяемые посредством клея, должны быть герметизированы лентой минимальной шириной не менее 30 мм. Изделия, изготовленные с клеевыми швами, должны удовлетворять следующим минимальным требованиям к прочности:

Прочность шва на сдвиг (испытание методом захвата):

- 31,2 кгс/см ширины при температуре 24°С;

- 7,1 кгс/см ширины при температуре 60°С.

Прочность на отслаивание (испытание методом расслоения):

- 1,8 кгс/см ширины при температуре 21°С.

Вместо данных испытаний по подтверждению прочности шва могут быть использованы альтернативные методы испытаний.

4.1.2.8 Термосварные швы

Изделия, изготовленные с термосварными швами, должны удовлетворять следующим минимальным требованиям к прочности.

Прочность шва (испытание методом захвата):

- 8,0 кгс/см ширины при температуре 21°С;

- 5,4 кгс/см ширины при температуре 60°С.

Вместо данного испытания по подтверждению прочности шва может быть использован альтернативный метод испытания.

4.1.2.9 Лента шва

Использование ленты для герметизации поверх термосварных швов - по усмотрению производителя. Если применяется лента, то ткань, используемая для ленты шва, должна иметь минимальную прочность на разрыв (при испытании методом захвата) не менее 8,9 кгс/см ширины как по основе, так и по утку. Применительно к зоне шва характеристики прочности должны удовлетворять требованиям 4.1.2.7.

4.1.3 Другие неметаллические материалы

4.1.3.1 Тесьма

Тесьма, применяемая для закрепления жилета на пользователе, должна иметь минимальную прочность на разрыв не менее 104,4 кгс.

4.1.3.2 Нить

Нить, использованная в жилете, должна быть нейлоновой нитью или эквивалентной нитью минимальной прочностью на разрыв 3,9 кгс.

4.1.4 Литые неметаллические крепления должны сохранять свои физические характеристики при воздействии температуры от минус 50°С до плюс 70°С.

Доступ к полной версии документа ограничен
Полный текст этого документа доступен на портале с 20 до 24 часов по московскому времени 7 дней в неделю.
Также этот документ или информация о нем всегда доступны в профессиональных справочных системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs