Характеристики пользователя. Дополнительная информация
А.1 Когнитивные способности
Диапазон когнитивных способностей человека включает:
a) способность воспринимать и понимать разнообразные способы поведения в различных сенсорных модальностях;
b) способность работать с большими объемами информации и хранить их в одной (или более) системе памяти;
c) способность к сложным логическим рассуждениям;
d) способность принимать как простые, так и сложные решения;
e) способность решать сложные задачи, как с помощью поиска возможных решений, основанного на предыдущем опыте, так и с помощью работы с элементами задачи;
f) способность к творческой работе в любой области человеческой деятельности.
Несмотря на то что многие когнитивные способности человека до конца не изучены, имеется достаточно информации для того, чтобы прогнозировать, как определенные типы проектных решений будут влиять на взаимодействие с продукцией. Например, хотя существуют разногласия относительно того, сколько вмещает в себя краткосрочная рабочая память человека, (7±2) элементов или (3±2) элемента, ясно, что ее перегрузка приводит к затруднениям у многих пользователей.
Методы определения пригодности использования, например, произношение мыслей вслух, использование программы отслеживания нажатия клавиш, отслеживание движений глаз, являются попытками понять мысли пользователей при взаимодействии с продукцией. Целью таких исследований является понимание и моделирование когнитивных процессов пользователя для разработки интерфейса, адаптированного к человеческому мышлению.
Группы пользователей с различным уровнем знаний и образования встречаются повсеместно. Опыт работы с современными пользовательскими интерфейсами может различаться в регионах и в пределах одной страны. Поэтому такие функции, как голосовой ввод/вывод и/или сенсорные кнопки, нельзя считать пригодными и полезными для всех пользователей. Пригодность различных возможностей взаимодействия в высокой степени зависит от задачи пользователя, его знаний, умений и когнитивных способностей в области этой задачи.
См. [12]-[22].
А.2 Культура
Информационная революция и глобальное распространение современных товаров уже оказали влияние на семантическое понимание знаков и символов во всем мире. Стремительные темпы технического прогресса привели к расширению семантического понимания современными людьми символов, выходящего за рамки культуры одной страны. Можно ожидать, что в будущем общее понимание символов в мировом сообществе станет еще более широким.
Однако культурные различия являются важным фактором. Они обнаруживаются не только в разных странах, но и в пределах одной страны. Культурные различия могут влиять на приемлемость и желание пользователя работать с продукцией. Ключевыми культурными факторами являются внешний вид продукции, умственные модели пользователя, особенности навигации, виды взаимодействия и способов представления информации.
Людям разных культур присущи существенные различия в:
- понимании смысла слов;
- значении цвета;
- интерпретации пиктограмм и изображений;
- ожиданиях и предпочтениях относительно иерархии и организации информации;
- интерпретации структуры меню, особенно в отношении глаголов и существительных;
- реакции на фотографии людей, строений и мест;
- представлении о функционировании системы, ее применении и окружающей среде;
- предпочитаемой сложности и интенсивности потока информации;
- стереотипах направлений движений (например, слева направо).
Разработчик продукции, предназначенной для использования в странах с различными культурами, должен учитывать эти различия.
См. [23]-[26].