Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 20282-1-2011 Эргономика изделий повседневного использования. Часть 1. Требования к конструкции элементов управления с учетом условий использования и характеристик пользователя

     6 Условия использования

6.1 Основная цель (цели)

Большая часть изделий повседневного использования имеет одну цель, которую можно легко определить (например, билетный автомат на рисунке 1). Если с помощью применения продукции можно получить несколько результатов, то основной целью является наиболее распространенный или важный для пользователя результат.

Конструкция разрабатываемой продукции должна быть такой, чтобы основная цель была мгновенно распознаваемой. При испытании продукции эта цель должна быть определена.

Примечание 1 - Основная цель может включать последовательности подцелей, которые являются ее составляющими. Основная цель достигается пользователем при выполнении последовательности действий.

Примечание 2 - С точки зрения удобства управления изделиями повседневного использования, задачи обычно включают действия с небольшой продолжительностью и низкой сложностью.

Примечание 3 - Если существуют цели и задачи, предшествующие использованию изделия (например, инсталляция), то они должны быть отличимы от основных целей, несмотря на то что при их разработке могут быть использованы те же требования и рекомендации, относящиеся к удобству управления, что и при разработке основных целей.

6.2 Факторы, относящиеся к другому оборудованию

В настоящем стандарте рассмотрены пользовательские интерфейсы механической, электрической или электронной продукции, функциями которой можно управлять с помощью элементов управления.

Изделия повседневного использования следует разрабатывать с учетом другого оборудования, которое обычно влияет на его использование.

Пример - Интерфейс автомобильного радиоприемника разрабатывают с учетом среды в салоне автомобиля.

Должна существовать возможность возвращения изделий повседневного использования после использования в исходное состояние без серьезных усилий.

6.3 Факторы физической среды

Удобство управления продукцией, применяемой на улице, подвергается существенному влиянию факторов физической среды, таких как солнечный свет, темнота, температура воздуха, наличие шума, движения и т.д. Эти факторы зависят от местоположения продукции при использовании.

Условия физической среды, для работы в которой предназначена продукция, должны быть определены и учтены. От условий окружающей среды могут зависеть характеристики пользователя - например, при низкой температуре пользователь может надеть толстые перчатки. Изделия повседневного использования должны быть удобными в управлении для всего диапазона условий окружающей среды.

Примечание - Некоторые изделия, особенно мобильные, могут быть использованы в нескольких типах сред. Существуют виды продукции, используемые во время ходьбы или путешествия.


Пример - Управление билетным автоматом на рисунке 1 затруднено в ночное время при отсутствии искусственного освещения.

6.4 Факторы социальной среды

Социальные факторы, такие как межличностное взаимодействие и желание конфиденциальности, следует учитывать, если продукция предназначена для использования более чем одним человеком одновременно или в присутствии группы людей.

Присутствие группы людей может повлиять на то, как пользователь использует продукцию. В свою очередь, использование продукции может влиять на окружающих людей. В тех случаях, когда важна конфиденциальность, конструкция продукции должна предотвращать возможность других людей услышать или увидеть что-либо в процессе взаимодействия пользователя с продукцией.

Пример 1 - Наличие длинной очереди может заставить пользователя почувствовать, что он должен действовать быстрее, что может оказать отрицательное воздействие на результат.

Пример 2 - В конструкции автоматов конфиденциальность пользователя повышают за счет продуманного их размещения и определения расстояния между автоматами, использования регулируемых экранов, изображение на которых видно только под определенным углом, или с помощью установки перегородок, закрывающих обзор.