Этот документ входит в профессиональные
справочные системы «Кодекс» и  «Техэксперт»


ГОСТ Р 54145-2010

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент рисков

РУКОВОДСТВО ПО ПРИМЕНЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ И ОЦЕНКИ РИСКОВ

Общая методология

Risk management. Implementation guide for organizational security measures and risk assessment. General methodology



ОКС 03.100.50

Дата введения 2011-09-01

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Научно-техническим центром "ИНТЕК"

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 100 "Стратегический и инновационный менеджмент"

3 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 декабря 2010 г. N 891-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

5 ПЕРЕИЗДАНИЕ. Май 2020 г.


Правила применения настоящего стандарта установлены в статье 26 Федерального закона от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации". Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе "Национальные стандарты", а официальный текст изменений и поправок - в ежемесячном информационном указателе "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru)

Введение


Происходящие во всем мире в последнее время события наглядно демонстрируют, что политические и деловые круги, принимающие решения на основе оценки рисков, постоянно сталкиваются с трудностями в области менеджмента технологических рисков. С одной стороны, это обусловлено сложностью процессов, с другой - потерей доверия к решениям, поскольку граждане и общество в целом все более и более требуют открытого доступа к информации и прозрачности процессов принятия решений. Зачастую это приводит к дисбалансу между ожиданиями граждан и поступками тех, кто наделен правом принимать решения по возникающим проблемам, что в основном обусловлено неопределенностью и сложностью, с которыми приходится сталкиваться при оценке риска.

С этой целью в разных странах государственные органы предпринимают различные действия для повышения объективности и прозрачности принятия решений, для чего на основе современных знаний разрабатываются совершенные методологии, позволяющие повысить качество, надежность и оперативность решений и предпринимаемых действий.

Методология технического регулирования и оценки рисков, и в первую очередь для инцидентов с серьезными последствиями, предназначена для характеристики уровня риска с интегрированным индексом риска, включающим независимые параметры, связанные с оценкой последующей серьезности развития сценариев, эффективностью превентивного менеджмента и оценкой подверженности (уязвимости) окружающей среды, и основана на описании чувствительности объектов, потенциально подверженных негативному воздействию.

Положения настоящего стандарта касаются введения мер по содействию усовершенствованиям в области обеспечения безопасности и здоровья трудящихся на рабочем месте, а также защиты окружающей среды.

В настоящем стандарте использована методология, основанная на принципах и процедурах оценки рисков для выполнения требований директивы ЕС 96/82/ЕС* для помощи в защите людей и окружающей среды от серьезных угроз катастроф и инцидентов. Данная директива от 9 декабря 1996 г. о контроле за представляющими собой серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами, известна также как Директива SEVESO II.

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.



Операторы на производствах должны продемонстрировать свои возможности применения политики по предотвращению серьезных инцидентов, используя соответствующие меры, как технические, так и программные, как, например, системы менеджмента безопасности. Они должны привести к снижению уровня риска не только для высоковероятных малосущественных инцидентов, но также и для более существенных маловероятных инцидентов. Цели, которые должны быть достижимы в терминах менеджмента риска, понятны. Но как их достичь? Данная методология призвана помочь в решении этой задачи.

Чтобы охарактеризовать потенциальную угрозу и продемонстрировать, что связанный с ней риск поддается контролю, в рамках реализации вышеуказанной Директивы была разработана интегральная методология оценки риска АРАМИС (ARAMIS). Ее появление обусловлено необходимостью разработки методологии, которая устанавливала бы согласованные правила идентификации сценариев развития опасных ситуаций, учитывающие возможности смягчения их проявления и некоторые аспекты менеджмента безопасности, а также правила, которые были бы признаны компетентными государственными и промышленными экспертами в области оценки риска. Поэтому необходимо разработать методику, позволяющую оценить уровень риска при монтаже оборудования путем интеграции превентивных мер, применяемых операторами.

Настоящий стандарт является основополагающим стандартом комплекса стандартов в области менеджмента рисков, посвященных применению организационных мер безопасности и оценке рисков критических событий. Этот комплекс стандартов предназначен для использования в случаях, когда вредные вещества на предприятиях присутствуют или используются в количествах, способных нанести существенный вред здоровью людей или состоянию окружающей среды. Этот комплекс стандартов может также использоваться на предприятиях и в других случаях, когда необходимо оценивать риски от своей деятельности, способной нанести существенный вред.

Данный комплекс стандартов включает в себя следующие стандарты:

- ГОСТ Р 54141;

- ГОСТ Р 54142;

- ГОСТ Р 54143;

- ГОСТ Р 54144.

ГОСТ Р 54141 определяет методологию идентификации эталонных сценариев инцидентов (МИЭСИ). Цель МИЭСИ заключается в том, чтобы идентифицировать эталонные сценарии инцидентов, которые будут учтены при вычислении уровня (индекса) серьезности последствий. Принципиально выбираются только сценарии, соответствующие опасным феноменам с частотой или последовательностью, которые могут оказать существенный эффект сточки зрения последствий.

В ГОСТ Р 54142 представлены методология и детализированная процедура построения для критических событий схем родовых деревьев событий, описывающих последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению опасного феномена, при помощи использования соответствующих категорий (разновидностей) рисков и классификаций оборудования.

В ГОСТ Р 54143 для различных критических событий представлены родовые схемы деревьев отказов, описывающие последовательность наступления нежелательных событий и распространения опасностей, приводящих к проявлению критического события.

В ГОСТ Р 54144 представлена методология идентификации инцидентов, представляющих существенные угрозы (МИСУИ). Стандарт описывает методологию построения схемы "песочные часы" ("галстук-бабочка"), на которой дерево отказов (неисправностей) и дерево событий связаны через критическое событие. Рассмотрены алгоритмы идентификации и выбора опасного оборудования, основанные на использовании предложенных категорий разновидности рисков и классификации оборудования.

В настоящем стандарте приведены общие положения оценки рисков на основе критических событий, основанные на европейском подходе к контролю за представляющими серьезную опасность авариями на объектах, имеющих дело с опасными веществами, а также приведен перечень действующих нормативных документов в области оценки рисков.     

     1 Область применения



Настоящий стандарт устанавливает меры по содействию усовершенствованиям в области обеспечения безопасности и здоровья трудящихся на рабочем месте и охраны окружающей среды.

Настоящий стандарт предназначен для применения на предприятиях, на которых вредные вещества присутствуют в количествах, способных нанести существенный вред здоровью людей или состоянию окружающей среды. Термин "присутствие вредных веществ" означает фактическое или ожидаемое присутствие таких веществ на предприятии или же присутствие тех, которые, возможно, могут образовываться во время потери управляемости промышленным химическим процессом в количествах, равных или превышающих установленные пороговые величины.

Настоящий стандарт также может использоваться и другими предприятиями, деятельность и оборудование которых представляют опасность.

Пользователями настоящего стандарта являются организации и частные лица, которые работают с опасными веществами, или содержат установки или оборудование, представляющие опасность и способные нанести вред, или, если это установлено национальным законодательством, имеют экономические рычаги, влияющие на принятие технических решений, влияющих на безопасность.

Целью настоящего стандарта является описание методологии оценки риска и отдельных элементов менеджмента риска в указанной области деятельности, поэтому используемые в нем виды опасностей или их аспекты, а также связанные с ними события и последовательности их наступления приводятся исключительно с информационной и методической целью, и их не следует рассматривать как полные и настоятельно рекомендуемые. Применение данного стандарта носит исключительно добровольный характер и призвано содействовать развитию организационных мер безопасности в тех случаях, когда существующих рекомендуемых нормативных документов недостаточно для однозначного достижения необходимых целей регулирования на предприятиях.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

ГОСТ Р 51897/Руководство ИСО 73:2009 Менеджмент риска. Термины и определения

ГОСТ Р 51898 Аспекты безопасности. Правила включения в стандарты

Примечание - При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю "Национальные стандарты", который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя "Национальные стандарты" за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется применять в части, не затрагивающей эту ссылку.

     3 Термины, определения и сокращения

3.1 В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 51897, ГОСТ Р 51898, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 критическое событие (КС): Событие, определяемое, как правило, как потеря герметичности (LOC) или потеря физической целостности (LPI).

Примечание - Определение "потеря герметичности" (LOC) является абсолютно точным применительно к жидкостям, поскольку они обычно характеризуются опасным поведением после утечки. Для твердых материалов и особенно для массового твердотельного хранилища скорее применим такой термин, как потеря сдерживания или "потеря физической целостности (LPI)", рассматриваемый как изменение химического и/или физического состояния веществ. Критическое событие расположено в центре схемы "песочные часы" ("галстук-бабочка").

3.1.2 опасный феномен, явление (ОФ): Событие, следующее за третичным критическим событием (например, пожар скопления жидкости (лужицы) после воспламенения). Примерами опасных феноменов являются взрыв облака пара, мгновенный пожар (пожар-вспышка), пожар резервуара, распространение (дисперсия) токсичного облака и т.д.

3.1.3 детальные прямые причины (ДПП): События, расположенные на схеме "песочные часы" ("галстук-бабочка") на стороне дерева отказов (неисправностей).

Примечание - В случае событий, которые могут вызвать прямые причины, или в случае когда выявление прямой причины является слишком общим, детальная прямая причина повышает точность в определении природы прямой причины.

3.1.4 прямые причины (ПП): События, расположенные на схеме "песочные часы" ("галстук-бабочка") на дереве отказов.

Примечание - Непосредственные причины необходимых и достаточных причин (НДП). Для данной НДП перечень прямых причин должен быть по возможности наиболее полным.

3.1.5 результативность барьера безопасности: Способность технического барьера безопасности выполнять функцию безопасности в течение определенного периода времени в неиспорченном (деградированном) режиме и установленных условиях.

Примечание - Результативность выражается либо в процентном отношении, либо в виде вероятности выполнения конкретной функции безопасности. Если результативность выражается в процентном отношении, она может изменяться в течение рабочего времени барьера безопасности. Например, клапан, который не будет полностью закрыт по требованию безопасности, не будет иметь 100%-ную результативность.

3.1.6 дерево события: Правая часть схемы "песочные часы" ("галстук-бабочка"), идентифицирующая возможные последствия критического события.

3.1.7 дерево отказов (неисправностей): Левая часть схемы "песочные часы" ("галстук-бабочка"), идентифицирующая возможные причины критического события.

3.1.8 опасное вещество: Вещество, смесь или препарат и представленные как сырьевой материал, продукт, побочный (сопутствующий) продукт, остаток или полупродукт, включая вещества, которые могут образовываться в случае аварии.

Примечание - Опасным веществом является вещество, чья токсичность, воспламеняемость, нестабильность или взрывчатость могут подвергнуть опасности людей, окружающую среду или оборудование.

3.1.9 инициирующее событие: Изначальные причины по направлению вверх каждой ветви, ведущей к критическому событию на дереве отказов (в левой части схемы "песочные часы").

3.1.10 главное событие (ГС): Событие, характеризуемое как оказывающее значительный эффект или существенное влияние на цели безопасности и объекты (люди, структура, окружающая среда и т.д.), расположенные на схеме "песочные часы" в конце дерева событий.

Примечание - Возможными, имеющими значительный эффект основными событиями являются следующие: тепловое излучение, чрезмерное давление, разлет частей, токсичные эффекты (воздействующие на людей или окружающую среду).

3.1.11 необходимые и достаточные причины (НДП): Непосредственные причины, которые могут вызвать критическое событие (КС).

Примечание - На схеме "песочные часы" НДП расположены на стороне дерева отказов. Для конкретного критического события предполагается, что перечень НДП будет исчерпывающим, что означает, что по крайней мере одна НДП должна быть включена в схему, чтобы критическое событие могло произойти.

3.1.12 вторичное критическое событие (ВКС): Событие, следующее за критическим событием.

Пример - Образование лужицы после прорыва сосуда.

Примечание - На схеме "песочные часы" расположено на стороне дерева событий.

3.1.13 третичное критическое событие (ТКС): Событие, следующее за вторичным критическим событием (ВКС).

Пример - Воспламенение лужицы после ее образования.

Примечание - На схеме "песочные часы" расположено на стороне дерева событий.

3.1.14 нежелательные события (НС): Последний уровень причин в деревах отказов.

Примечание - Нежелательными событиями являются по большей части общие события, которые связаны с организацией поведения человека, которое может всегда в конечном итоге рассматриваться как причина критического события. На схеме "песочные часы" расположено на стороне дерева отказов.