Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р МЭК 61513-2011 Атомные станции. Системы контроля и управления, важные для безопасности. Общие требования

     5.3 Проект полной архитектуры и распределения функций контроля и управления


В настоящем подразделе описано:

- как ограничения, упомянутые в 5.1.3, и требования подраздела 5.2 следует применять при разработке проекта полной архитектуры систем контроля и управления, важных для безопасности АС (сокращенно "архитектуры контроля и управления");

- как функции контроля и управления следует распределять по отдельным системам контроля и управления.

5.3.1 Проект архитектуры контроля и управления

Проект архитектуры контроля и управления определяет верхний уровень систем контроля и управления АС (см. раздел В.4 приложения В), связи между этими системами и средства обеспечения согласованного интерфейса между этими системами.

5.3.1.1 Основные требования

a) Проект архитектуры контроля и управления должен охватывать все аспекты контроля и управления с тем, чтобы выделить функции контроля и управления, важные для безопасности, приведенные в 5.2.

b) Проект должен распределять контроль и управление по достаточному числу систем и оборудования, чтобы соответствовать требованиям к:

- независимости функций в различных эшелонах защиты;

- соответствующему разделению систем по классам;

- выполнению требований к физическому разделению и электрической изоляции в соответствии с ограничениями, вытекающими из условий внешней среды и расположения АС, анализа опасностей, а также связанными с обслуживанием при эксплуатации (см. 5.3.1).

c) Проект архитектуры должен предусматривать достаточное число систем и подсистем, чтобы принцип единичного отказа выполнялся для функций категории А во всех допустимых конфигурациях систем и АС (см. 7.5 МАГАТЭ 50-SG-D3).

d) Каждая система контроля и управления должна быть классифицирована в соответствии с ее назначением в системе функций контроля и управления согласно установленной категории (см. таблицу 2).

e) Интерфейс с оборудованием АС и взаимосвязи между системами контроля и управления должны определяться в составе проекта архитектуры для того, чтобы установить:

- распределение сигналов (измерений) по различным функциям, важным для безопасности;

- выбор и приоритетность исполнительных сигналов различных систем;

- пути прохождения сигналов и оборудование, общее для выполнения автоматических функций или ручного управления на различных уровнях глубокоэшелонированной защиты.

f) Описание систем, оборудования и их взаимодействия в проекте архитектуры контроля и управления должно быть достаточно подробным, чтобы способствовать анализу вопросов безопасности контроля и управления.


Таблица 2 - Соотношение между классами систем контроля и управления и категориями ФСО

Категории функций контроля и управления, важных для безопасности

Соответствующий класс систем контроля и управления, важных для безопасности

А

(В)

(С)

1


В

(С)

2


С

3

Примечание - Функции категории А могут выполняться только системами класса 1; функции категории В - системами классов 1 и 2; функции категории С - системами классов 1, 2 и 3.



5.3.1.2 Интерфейсы человек - машина

a) Проект архитектуры контроля и управления должен распределять системы с интерфейсом человек - машина по различным помещениям АС, предназначенным для управления и наблюдения, включая блочный пункт управления (далее - БПУ) и дополнительные помещения, резервный щит управления (см. МЭК 60965), местные щиты управления и пункт управления противоаварийными действиями, с необходимой степенью резервирования, с учетом ограничений, накладываемых эксплуатацией и обслуживанием оборудования АС (см. 5.1.1).

b) Проект должен опираться на принципы эксплуатации, установленные в проекте АС (см. 5.1.1), включая:

- принципы приоритетности между автоматическими сигналами и сигналами управления, вводимыми вручную;

- принципы приоритетности между различными системами взаимодействия человеко-машинных интерфейсов при нормальной эксплуатации, аварии и эксплуатации после аварии;

- принципы приоритетности между основными и резервными человеко-машинными интерфейсами;