По ГОСТ Р 50030.1 (подраздел 4.4) со следующими дополнениями.
5.4.1 Стандартные категории применения
Категории применения, указанные в таблице 1, считают стандартными.
Таблица 1 - Категории применения
Категория применения* | Типичная область применения |
АС-40 | Распределительные цепи со смешанными активными и индуктивными нагрузками, имеющие индуктивную результирующую |
АС-41 | Безындуктивные или слабо индуктивные нагрузки, печи сопротивления |
АС-42 | Асинхронные двигатели с контактными кольцами: пуск, отключение |
АС-43 | Двигатели с короткозамкнутым ротором: пуск, отключение без предварительной остановки |
АС-44 | Двигатели с короткозамкнутым ротором: пуск, торможение противовключением, толчковый режим (повторно-кратковременные включения) |
АС-45а | Коммутирование разрядных электроламп |
АС-45b | Коммутирование ламп накаливания |
DC-40 | Распределительные цепи со смешанными активными и индуктивными нагрузками, имеющие индуктивную результирующую |
DC-41 | Безындуктивные или слабо индуктивные нагрузки, печи сопротивления |
DC-43 | Шунтовые двигатели: пуск, торможение противовключением, толчковый режим (повторно-кратковременные включения) |
DC-45 | Динамическое отключение двигателей постоянного тока. Сериесные двигатели: пуск, торможение противовключением, толчковый режим (повторно-кратковременные включения) |
DC-46 | Динамическое отключение двигателей постоянного тока. Коммутирование ламп накаливания |
Категория АС-43 может предусматривать случайные повторно-кратковременные включения или торможения противовключением ограниченной длительности, например при наладке оборудования, в эти ограниченные периоды времени число срабатываний не должно превышать пяти за 1 мин или десяти за 10 мин. * В обозначении категории применения первая цифра означает тип КУУЗ, вторая - типичную область применения. |
Любая другая категория подлежит согласованию между изготовителем и потребителем. Таким соглашением может служить информация, предоставляемая изготовителем в информационных материалах.
Каждая категория применения характеризуется значениями токов (включая ожидаемый условный испытательный ток) (см. перечисление а) 8.2.5)), напряжений, коэффициентов мощности или постоянных времени и других параметров, содержащихся в таблицах 9-13, и условиями испытаний, указанными в настоящем стандарте.
Для КУУЗ с оговоренными категориями применения отдельно не указывают номинальную включающую и отключающую способности, поскольку эти значения непосредственно зависят от категорий применения, приведенных в таблице 9.
Напряжение для всех категорий применения - это номинальное рабочее напряжение КУУЗ.
5.4.2 Присвоение категорий применения по результатам испытаний
a) КУУЗ, которые прошли испытание на одну категорию применения или при любой комбинации параметров (например, максимальное рабочее напряжение, ток и т.п.), могут быть присвоены другие категории без дополнительных испытаний при условии, что испытательные токи, напряжения, коэффициенты мощности или постоянные времени, число циклов оперирования, время протекания тока и обесточивания и испытательные цепи для устанавливаемых категорий не являются более жесткими, чем те, которым подвергались КУУЗ, а превышение температуры проверялось при токе в продолжительном режиме.
Например, после испытания на категорию применения АС-44 КУУЗ может быть присвоена категория АС-43 при условии, что при одинаковом номинальном рабочем напряжении в АС-43 не превышает 1,2 в АС-44.
b) Считают, что КУУЗ категории DC-43 или DC-45 способны замыкать и размыкать цепи нагрузки, отличающиеся от испытательных, при условии, что:
- напряжение и ток не превышают указанных значений и ;
- энергия , накопленная в фактической нагрузке, равна или меньше энергии , накопленной в нагрузке, использовавшейся при испытаниях КУУЗ.
Значения накопленной энергии в испытательной цепи следующие:
Категория применения | Накопленная энергия |
DC-43 | |
DC-45 |
Значения констант 0,00525 и 0,03150 получены из формулы
,
где постоянная времени принята равной 2,5х10 с для DC-43 и 15х10 с для DC-45;
;
(см. таблицу 9).
5.4.3 Использование категорий применения только в режиме управления двигателями