Статус документа
Статус документа


ГОСТ Р 54598.1-2011

     

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Менеджмент организации

РУКОВОДСТВО ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Enterprise management. Guidance for managing sustainable development



ОКС 03.100.99

        13.020.20

Дата введения 2012-12-01

     

Предисловие


Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", а правила применения национальных стандартов Российской Федерации - ГОСТ Р 1.0-2004 "Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения"

Сведения о стандарте

1 ПОДГОТОВЛЕН Автономной некоммерческой организацией "Научно-исследовательский центр контроля и диагностики технических систем" (АНО "НИЦ КД") на основе собственного аутентичного перевода на русский язык стандарта, указанного в разделе 4

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 10 "Менеджмент риска"

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 7 декабря 2011 г. N 732-ст

4 Настоящий стандарт идентичен национальному стандарту Великобритании BS 8900:2006* "Руководство по обеспечению устойчивого развития" (BS 8900:2006 "Guidance for managing sustainable development").

________________

* Доступ к международным и зарубежным документам, упомянутым в тексте, можно получить, обратившись в Службу поддержки пользователей. - Примечание изготовителя базы данных.

Наименование настоящего стандарта изменено относительно наименования указанного национального стандарта для приведения в соответствие с ГОСТ Р 1.5-2004 (пункт 3.5)

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ


Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты", а текст изменений и поправок - в ежемесячно издаваемых информационных указателях "Национальные стандарты". В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе "Национальные стандарты". Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования - на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

Введение

0.1 Общие положения

Поскольку общественные ожидания и потребности организаций (как государственного, так и частного сектора) постоянно растут, концепция устойчивого развития может послужить основой для их удовлетворения. В настоящем стандарте под устойчивым развитием понимается способ управления организацией, предусматривающий долгосрочную экономическую эффективность деятельности организации при выполнении требований охраны окружающей среды и социального развития организации.

Управление устойчивым развитием помогает организации принимать высокоэффективные решения, направленные на непрерывную успешную деятельность в течение продолжительного времени. Успех любой организации зависит от степени интеграции экономических, экологических и социальных аспектов деятельности организации.

Приведенные в настоящем стандарте рекомендации разработаны для помощи организациям в выработке своего подхода устойчивого развития, который должен постоянно адаптироваться к новым условиям работы.

0.2 Результаты внедрения принципов устойчивого развития

Основной целью любой организации является обеспечение эффективности работы и увеличение добавленной стоимости. Применение принципов устойчивого развития, установленных в настоящем стандарте, способствует обеспечению постоянного улучшения деятельности организации (см. таблицу 3 в разделе 5). Улучшение может быть достигнуто следующими путями:

- укрепление взаимоотношений с партнерами путем демонстрации причастным сторонам ответственного отношения организации к своей деятельности в экономической, экологической и социальной сферах в краткосрочной и долгосрочной перспективе;

- укрепление внутреннего единства коллектива на основе глубокого понимания персоналом работы организации, постоянное улучшение деятельности и процессов принятия решений в организации;

- развитие доверия у причастных сторон путем применения принципов прозрачности и ответственности;

- стимулирование обучения и инноваций, обеспечивающих новые возможности во взаимоотношениях с причастными сторонами;

- понимание возможных опасностей и управление риском на основе систематической идентификации, ранжирования значимости и обработки риска.

     1 Область применения


Настоящий стандарт устанавливает основные принципы управления организацией и рекомендации по внедрению устойчивого развития, применение которых может помочь организации повысить качество и эффективность работы. В стандарте приведен способ согласованного управления экономическими, экологическими и социальными аспектами деятельности организации.

Настоящий стандарт предназначен для широкого применения всеми организациями и на всех уровнях внутри организации. Стандарт применим также к причастным сторонам организаций.

Примечание - Применение настоящего стандарта может отличаться в зависимости от достижений организации в использовании принципов устойчивого развития (см. таблицу 3 в разделе 5).


Критерии устойчивого развития и действия в экономической, экологической и социальной сферах, установленные в настоящем стандарте, необходимо применять и уточнять с учетом специфики организации.

     2 Термины и определения


В настоящем стандарте не использованы термины, смысл которых отличается от общепринятого.

     3 Принципы устойчивого развития


Управление устойчивым развитием организации должно быть основано на принципах деятельности организации и охватывать ее основные направления (см. 4.1). Принципы должны иметь значимость для организации и должны учитывать соответствующие документы ООН и других международных соглашений по правам человека, этические нормы, трудовое право и требования охраны окружающей среды.

Организации обычно выделяют следующие принципы устойчивого развития: инклюзивность, соблюдение этических норм, ответственное руководство и прозрачность. В таблице 1 приведены несколько полезных вопросов, способствующих пониманию этих принципов.


Таблица 1 - Принципы устойчивого развития

Принципы

Вопросы для исследования

Инклюзивность (вовлеченность)

- Каким способом идентифицированы причастные стороны, интересы которых зависят от решений и действий организаций?

- Каким способом причастные стороны выражают свои мнения и интересы, и проводится ли непрерывный мониторинг этой информации?

- Как организация помогает причастным сторонам в понимании принимаемых решений и значимости своей деятельности?

- Существуют ли установленные способы выявления лица или группы лиц, интересы которых могут быть ущемлены или не учтены?

- Существуют ли интересы организации вне интересов, непосредственно связанных с причастными сторонами, которые необходимо исследовать?

Соблюдение этических норм

- Использует ли организация подход, основанный на соблюдении этических требований при взаимодействии с другими организациями и лицами?

- Как поощряется и развивается принцип структурного разнообразия (многообразия) в организации?

- Как организация борется со взяточничеством, злоупотреблениями, притеснениями и/или коррупцией в своем коллективе?

- Как организация подтверждает, что ее решения и действия являются обоснованными и соответствуют юридическим обязательствам и нормам права?

Ответственное руководство

- Каким образом деятельность организации влияет на качество жизни людей?

- Приводят ли принимаемые организацией решения к необратимым экологическим (включая биологическую вариативность) и социальным изменениям или потерям? При положительном ответе - проведена ли оценка возможных альтернативных решений?

- Проводятся ли анализ и мониторинг используемых ресурсов и последствий деятельности организации?

- Имеются ли у персонала навыки менеджмента устойчивого развития?

Прозрачность

- Что позволяет организации быть уверенной, что необходимая информация, предоставляемая причастным сторонам, является доступной, недорогой и достоверной?

- Каким способом в организации рассматривают запросы о предоставлении информации и как на них реагируют?

- Как в организации проводят регистрацию наиболее важных и основных интересов, воздействий или преимуществ различных сторон, а также обмен и управление этой информацией?

- Разработаны ли документы, устанавливающие процедуру назначения, полномочия и ответственность лиц, принимающих решения? Как происходит регистрация обоснования принятия решений и обмен информацией об этом?

Inclusivity - способность проникать во все виды деятельности, объединять и вовлекать людей, группы лиц и противопоставлять их. (Прим. пер.)

Для достижения устойчивости развития организации необходимо создать более эффективную систему принятия решений, учитывающую культурно-исторический опыт и поощряющую плюрализм.

Stewardship (принцип ответственного руководства) - традиционный принцип, согласно которому руководители предприятий обязаны предоставлять причастным сторонам всю имеющуюся в их распоряжении и необходимую для эффективного взаимодействия информацию. (Прим. пер.)



При выборе принципов устойчивого развития организация должна рассмотреть применимость и совместимость других применяемых принципов своей деятельности с принципами, приведенными в таблице 1.

     4 Рекомендации по внедрению устойчивого развития

4.1 Организация

Стратегия организации и ключевые факторы, способствующие ее успешной деятельности в течение продолжительного периода, должны быть официально сформулированы в заявлении о соответствии этой деятельности принципам устойчивого развития. Организация несет полную ответственность за подготовку и актуализацию этого документа, который должен быть разработан в соответствии с установленными процедурами организации и утвержден высшим руководством. Данный документ обеспечивает основу для действий в области устойчивого развития и помогает определить основные цели организации в этой и связанных областях, таким образом повышая прозрачность управления организацией.

Обязательства и ответственность высшего руководства являются неотъемлемой частью успеха при выполнении программы устойчивого развития. Руководство должно определить свое стратегическое видение деятельности организации в области устойчивого развития и проводить обмен информацией об этом со всеми заинтересованными сторонами. При этом организация должна взаимодействовать с соответствующими внутренними и внешними причастными сторонами, понимать их проблемы, идентифицировать способы взаимодействия и прогнозируемые преимущества этого взаимодействия, а также оценивать возможность быстрого решения возникающих проблем. Стратегическое видение деятельности организации в области устойчивого развития должно отражать существующее положение организации. При этом установленные цели должны быть достижимы и актуализироваться при возникновении значимых изменений в организации.

Руководство организации должно поддерживать значимые направления деятельности организации в области устойчивого развития с учетом выполнения общепринятых социальных норм. Такие значимые направления могут быть определены исходя из политики организации, требований социальной ответственности, аттестации рабочих мест, искоренения злоупотреблений служебным положением, обеспечения безопасности здоровья персонала, охраны окружающей среды и т.д. Доведение до всех заинтересованных сторон значимых направлений развития организации и обмен информацией о них помогают наладить работу и помочь преодолеть трудности при достижении общих целей.

Деятельность всех подразделений организации должна соответствовать основным целям и направлениям деятельности в области устойчивого развития. Важно, чтобы деятельность по устойчивому развитию являлась частью деятельности организации. Принципы устойчивого развития не должны быть выделены в качестве отдельного процесса организации, а должны быть интегрированы в процессы планирования и управления (например, процессы оценки риска, планирования, управления производством, управления информационными системами, обучения и составления отчетности).

4.2 Идентификация задач

4.2.1 Общие положения

Организация должна идентифицировать задачи в области устойчивого развития. Главным механизмом их решения должно стать применение принципа вовлеченности в работу причастных сторон. Причастная сторона - это частное лицо, группа лиц или организация, которые могут влиять на деятельность организации, подвергаться воздействию или ощущать себя подверженными воздействию деятельности организации. Все организации, так или иначе, привлекают к работе причастных лиц, например в форме диалога с участниками, клиентами и служащими, направленного на повышение эффективности работы, управление риском, идентификацию и понимание новых возможностей.

Примечание - Некоторые причастные стороны могут сами инициировать взаимодействие с организацией, при этом их интересы также должны быть учтены.


Непрерывное и систематическое вовлечение в работу причастных сторон присуще устойчивому развитию и означает, например, что:

- причастные стороны имеют возможность выразить мнение о своих задачах, проблемах и отношении к организации;

- при принятии решений организация должна учитывать интересы причастных сторон;

- необходимо обеспечить понимание всеми вовлеченными сторонами необходимости непрерывного обучения и развития.

Некоторые причастные стороны могут иметь право (например, юридическое или моральное) на дополнительные консультации.

Способы идентификации и вовлечения причастных сторон зависят от размера и структуры организации и других ее особенностей.

4.2.2 Идентификация причастных сторон

Организация должна определить и идентифицировать причастные стороны и их представителей. При этом необходимо идентифицировать все причастные стороны, понять их интересы и взаимоотношения с организацией.

При идентификации причастных сторон необходимо учитывать следующее.

- Некоторые причастные стороны (например, конкретные служащие, клиенты/потребители и поставщики товаров или услуг) являются значимыми для деятельности организации. С другими причастными сторонами (например, заинтересованными группами лиц и правительственными учреждениями) у организации могут быть взаимоотношения, которые носят стратегический характер.

- Причастные стороны могут различаться в зависимости от размера организации, географических и временных особенностей ее деятельности. Кроме того, причастные стороны организации в целом, как правило, отличаются от причастных сторон по конкретным видам деятельности, например таким, как строительство нового завода или разработка проекта для конкретного региона.

- Специалисты, идентифицирующие причастные стороны организации, могут иметь разные мнения относительно состава причастных сторон. Это зависит от их компетентности и выполняемых обязанностей в организации.

- Обоснованность идентификации причастных сторон имеет существенное значение для возможности организации поддерживать и развивать дальнейшие взаимоотношения. Например, взаимоотношения с соседними организациями могут быть идентифицированы как достаточно важные. Наличие информации о составе конкретной группы причастных сторон, скорее всего, позволит улучшить взаимопонимание с ними, которое необходимо всячески развивать и поддерживать.

- Некоторые причастные стороны могут идентифицировать себя сами. Организация должна рассмотреть законность их требований, обеспечить прозрачность соответствующих процессов и ответственность за принятые решения.

4.2.3 Вовлеченность причастных сторон

Организация должна вовлекать в свою деятельность причастные стороны и их представителей, чтобы понять и оценить экономические, экологические и социальные последствия деятельности, производства продукции и услуг, а также соответствующего риска.

При вовлечении причастных сторон организация должна учитывать следующее:

- Вовлечение причастных сторон должно быть соразмерно с их значимостью для организации и соответствовать установленным целям и задачам организации.

- Основной целью должно быть обеспечение и укрепление доверия между организацией и ее причастными сторонами. Доверие может повышаться при выполнении обязательств и применении принципа прозрачности, доверие является индикатором соблюдения организацией этических норм.

- Организация несет полную ответственность за принятые решения в отношении причастных сторон.

- Вовлечение основных причастных сторон должно быть не обособленным видом деятельности, а методом, используемым при принятии решений, на основе которого могут быть внесены изменения в процессы организации.

- Вовлечение причастных сторон является непрерывным процессом. Необходимо вести постоянный диалог через обратную связь между организацией и ее причастными сторонами. Организация должна быть в состоянии учесть все возможные виды риска.

Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs