ОДМ 218.4.009-2011
ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ
Методические рекомендации по проведению оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта
1.1. Оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта (далее - ОТИ) осуществляется в соответствии со статьей 5 Федерального закона от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
1.2. Оценка уязвимости ОТИ (далее - оценка уязвимости) - определение степени защищенности ОТИ от угроз совершения актов незаконного вмешательства.
1.3. В соответствии с п.5.7 Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств автомобильного транспорта и дорожного хозяйства, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 8 февраля 2011 г. N 42 (далее - Требования по обеспечению транспортной безопасности), субъект транспортной инфраструктуры обязан обеспечить проведение оценки уязвимости ОТИ и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта и о присвоенной категории ОТИ.
1.4. Оценка уязвимости проводится специализированными организациями в области обеспечения транспортной безопасности (далее - специализированные организации), организациями и подразделениями федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, на основании методических рекомендаций с учетом перечня потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ с применением модели нарушителя.
1.5. Срок проведения оценки уязвимости не должен превышать одного месяца.
1.6. Результаты проведенной оценки уязвимости оформляются специализированными организациями в виде текстового документа с графическими план-схемами в трех экземплярах (первый и второй экземпляры на бумажном носителе, третий - на магнитном) и направляются в Федеральное дорожное агентство для рассмотрения и принятия решения об утверждении либо об отказе в утверждении.
1.7. Первый экземпляр результатов проведенной оценки уязвимости, утвержденный руководителем Федерального дорожного агентства (либо уполномоченным им лицом) и заверенный гербовой печатью, направляется (вручается) специализированной организации, второй и третий экземпляры остаются в Федеральном дорожном агентстве, из которых формируются документальная и электронная базы.
1.8. Решение об отказе в утверждении результатов проведенной оценки уязвимости направляется (вручается) специализированным организациям в письменной форме с указанием причин отказа вместе со вторым экземпляром.
1.9. При изменении конструктивных, технических и технологических характеристик ОТИ и/или потенциальных угроз совершения актов незаконного вмешательства в деятельность ОТИ, Требований по обеспечению транспортной безопасности ОТИ в месячный срок проводится дополнительная оценка уязвимости в части, касающейся произошедших изменений.
Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. N 16-ФЗ "О транспортной безопасности".
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28* февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности".
________________
* Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. N 62 "О Порядке установления количества категорий и критериев категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств компетентными органами в области обеспечения транспортной безопасности". - Примечание изготовителя базы данных.
Акт незаконного вмешательства (далее - АНВ) - противоправное действие (бездействие), в том числе террористический акт, угрожающее безопасной деятельности ОТИ и/или транспортного средства, повлекшее за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, материальный ущерб либо создавшее угрозу наступления таких последствий.
Компетентные органы в области обеспечения транспортной безопасности (компетентные органы) - федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации осуществлять функции по оказанию государственных услуг в области обеспечения транспортной безопасности.
Защищенность объектов транспортной инфраструктуры - состояние, при котором обеспечиваются условия для предотвращения АНВ в деятельность ОТИ.
Зона свободного доступа - конфигурация и границы территории ОТИ, доступ в которую физических лиц, пронос (провоз) материальных объектов не ограничивается.
Зона транспортной безопасности - территория или часть (наземной, подземной, воздушной, надводной, подводной) ОТИ проход (проезд) в которые осуществляется через контрольно-пропускные пункты (посты).
Перевозочный сектор зоны транспортной безопасности - участок зоны транспортной безопасности ОТИ, допуск физических лиц и перемещение материальных объектов в которые осуществляется по перевозочным документам и/или пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
Технологический сектор зоны транспортной безопасности - зона транспортной безопасности ОТИ, доступ в которую ограничен для пассажиров и осуществляется для физических лиц и материальных объектов по пропускам установленных видов в соответствии с номенклатурами (перечнями) должностей.
Критический элемент объекта транспортной инфраструктуры (далее - критический элемент, КЭ) - строения, помещения, конструктивные, технологические и технические элементы ОТИ, АНВ в отношении которых приведет к полному или частичному прекращению его функционирования и/или возникновению чрезвычайных ситуаций.
Инженерные сооружения обеспечения транспортной безопасности (далее - ИСО) - конструкции ОТИ (заграждения, противотаранные устройства, решетки, усиленные двери, заборы, шлюзы и т.д.), предназначенные для воспрепятствования несанкционированному проникновению лица (группы лиц), пытающегося (-щихся) совершить АНВ в зону транспортной безопасности, в том числе с использованием транспортного средства.
Технические средства обеспечения транспортной безопасности (далее - ТСО) - системы и средства сигнализации, контроля доступа, досмотра, видеонаблюдения, аудио и видеозаписи, связи, освещения, сбора, обработки, приема и передачи информации.
Инженерно-технические системы обеспечения транспортной безопасности (далее - ИТСО) - состав инженерных сооружений обеспечения транспортной безопасности и технических средств обеспечения транспортной безопасности, используемых на ОТИ в целях защиты от актов незаконного вмешательства.
Контрольно-пропускной пункт (далее - КПП) - специально оборудованное место на объекте транспортной инфраструктуры для осуществления контроля в установленном порядке за проходом людей и проездом транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности ОТИ - специально оборудованное помещение, из которого осуществляется управление инженерно-техническими системами и силами обеспечения транспортной безопасности.
Модель нарушителя - способы реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении АНВ в деятельность ОТИ.
Нарушитель - лицо (группа лиц), совершившее (совершившие) или пытающееся (пытающиеся) совершить АНВ, а также лицо, оказывающее ему содействие в этом.
Система безопасности (далее - СБ) - совокупность персонала, задействованного в обеспечении транспортной безопасности ОТИ и инженерно-технических систем транспортной безопасности, существующая на ОТИ.
Силы обеспечения транспортной безопасности (далее - СОТБ) - лица, ответственные за обеспечение транспортной безопасности и персонал, непосредственно связанный с обеспечением транспортной безопасности ОТИ, а также подразделения транспортной безопасности.
Подразделения транспортной безопасности - подразделения субъектов транспортной инфраструктуры, а также подразделения коммерческих предприятий и иных организаций, привлеченные на законном основании для осуществления функций по защите ОТИ от АНВ.
Внутриобъектовый режим - порядок передвижения физических лиц и транспортных средств в зоне транспортной безопасности в целях обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
Пропускной режим - порядок допуска физических лиц и транспортных средств в зону транспортной безопасности.
Транспортная безопасность - состояние защищенности ОТИ от АНВ.
Уровень безопасности - степень защищенности транспортного комплекса, соответствующая степени угрозы совершения АНВ.
Оценка уязвимости ОТИ осуществляется в соответствии с Порядком проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12 апреля 2010 г. N 87 "Об утверждении Порядка проведения оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств" (далее - Порядок проведения оценки уязвимости).
В ходе проведения оценки уязвимости рекомендуется осуществить:
Изучение технических и технологических характеристик ОТИ (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также организации их эксплуатации (функционирования).
Изучение системы принятых на ОТИ мер по защите от АНВ.
Изучение способов реализации потенциальных угроз совершения АНВ в деятельность ОТИ с использованием совокупности сведений о численности, оснащенности, подготовленности, осведомленности, а также действий потенциальных нарушителей, преследуемых целей при совершении акта незаконного вмешательства в деятельность ОТИ.
Определение рекомендаций субъекту транспортной инфраструктуры в отношении мер, которые необходимо дополнительно включить в систему мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ.
Изучение технических и технологических характеристик ОТИ (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ) (далее - изучение характеристик ОТИ), а также организации их эксплуатации (функционирования) осуществляется в соответствии с п.3.1. Порядка проведения оценки уязвимости.
Изучение характеристик ОТИ проводится по отрабатываемым элементам, приведенным в таблице 1, на основании представленной документации, обследования ОТИ и опроса персонала ОТИ. В ходе проведения оценки уязвимости, перечень отрабатываемых элементов может корректироваться специализированной организацией в соответствии с особенностями ОТИ.
Результаты изучения (обследования) характеристик ОТИ должны быть оформлены специализированной организацией в той последовательности, в которой отрабатываемые элементы приведены в таблице 1. Технические и технологические характеристики, особенности организации эксплуатации (функционирования) ОТИ являются исходными данными для определения границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ.
Изучение характеристик ОТИ
Таблица 1
N | Отрабатываемые элементы |
1. | Изучение геологических, гидрологических и географических особенностей дислокации ОТИ |
2. | Изучение генерального плана ОТИ, технического паспорта ОТИ, плана территории ОТИ, состава ОТИ (зданий, сооружений и территории) |
3. | Изучение функциональных особенностей элементов ОТИ - (назначение зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений, оборудования, а также режимов их работы и эксплуатации) |
4. | Обследование отдельных элементов зданий, сооружений, помещений зданий и сооружений ОТИ с фотосъемкой отдельных участков |
5. | Обследование периметра ОТИ и ограждения периметра ОТИ с фотосъемкой отдельных участков |
6. | Обследование прилегающей к ОТИ территории, путей подъезда, подхода, мест стоянок и остановки автотранспорта, выявление естественных препятствий и возможных мест укрытия потенциальных нарушителей с фотосъемкой отдельных элементов |
7. | Внешнее обследование ближайших к ОТИ зданий и сооружений, оказывающих влияние на уязвимость ОТИ с их фотосъемкой |
8. | Обследование перронов отправления, перронов прибытия, посадочных площадок, площадок для высадки пассажиров, остановочного пункта (при его наличии), площадок межрейсового отстоя автобусов, стоянок транспортных средств, в том числе и стоянок личных легковых автомобилей с их фотосъемкой |
9. | Изучение документации инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газообеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) (с опросом ответственных лиц) |
10. | Изучение эксплуатации (порядка функционирования) инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ (системы энергоснабжения, освещения, водо-, тепло-, газообеспечения, канализации, вентиляции и кондиционирования, системы связи и громкоговорящего оповещения, компьютерной сети и др. коммуникации) с фотосъемкой отдельных участков |
11. | Обследование технологических участков инженерно-технических систем обеспечения деятельности ОТИ, где имеется наибольшая вероятность совершения АНВ в деятельность ОТИ с фотосъемкой отдельных элементов |
12. | Обследование точек доступа к внешним коммуникациям ОТИ с фотосъемкой отдельных участков |
13. | Технологические операции (в том числе режим работы и возможная численность пассажиров, персонала и посетителей на ОТИ в различное время суток) |
14. | Анализ производственного цикла ОТИ, особенностей и временных показателей производственно-технологических процессов, мест скопления людей (персонала ОТИ, пассажиров, посетителей и т.п.) |
15. | Основные технические системы, обеспечивающие выполнение технологических операций (в т.ч. характеристика транспортных средств, обслуживаемых ОТИ) |
16. | Обследование контрольно-пропускных пунктов (постов) обеспечения транспортной безопасности с их фотосъемкой (обследуется при их наличии) |
17. | Обследование поста (пункта) управления обеспечением транспортной безопасности с его фотосъемкой (обследуется при их наличии) |
18. | Определение и обследование зоны транспортной безопасности ОТИ, наземных, подземных и надземных переходов, перевозочного сектора зоны транспортной безопасности, технологического сектора зоны транспортной безопасности с фотосъемкой отдельных участков |
19. | Определение сооружений, помещений и технологического оборудования ОТИ, при воздействии на которые нарушитель может реализовать наибольшую по потерям потенциальную угрозу, т.е. определение критических элементов, их обследование и фотосъемка |
20. | Составление отчетной документации (промежуточное документирование). Результатом проведенной работы является описание технических и технологических характеристик ОТИ, организации эксплуатации (функционирования) (включая геологические, гидрологические и географические особенности дислокации ОТИ), а также организации их эксплуатации (функционирования), определение границ зоны транспортной безопасности и перечня критических элементов ОТИ |