ГОСТ 1.2-68
Группа Т50
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА СТАНДАРТИЗАЦИИ
Порядок разработки и утверждения государственных и отраслевых стандартов
State system of standardization. Procedure for development and approval of state and branch standards
Дата введения 1970-01-01
Постановлением Государственного комитета стандартов Совета Министров СССР от 30 августа 1968 г. N 1 срок введения установлен с 01.01.70
ПЕРЕИЗДАНИЕ с Изменениями N 1, 2, 3, 4, утвержденными в январе 1975 г., сентябре 1977 г., сентябре 1979 г., сентябре 1980 г. (ИУС 11-77, 11-79, 12-80)
1. Настоящий стандарт устанавливает единый для всех отраслей народного хозяйства СССР порядок разработки, согласования, утверждения, оформления, регистрации и издания государственных и отраслевых стандартов.
2. Стадии разработки государственных и отраслевых стандартов установлены в ГОСТ 1.0-68*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. В части разд.6 заменен на ГОСТ 1.2-85 (отменен без замены); в части разд.7 заменен на ГОСТ 1.20-85 (отменен без замены); в части кроме разделов 6, 7 заменен на ГОСТ 1.0-85 (отменен без замены), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
3. Технические задания на разработку государственных стандартов утверждают министерства (ведомства) СССР, являющиеся ведущими в производстве данного вида продукции, или, по их поручениям, соответствующие управления этих министерств (ведомств); техническое задание на разработку отраслевых стандартов - соответствующие управления ведущих министерств (ведомств) или, по поручению этих министерств (ведомств), головные или базовые организации по стандартизации, а также министерства (ведомства) - разработчики стандартов по согласованию с ведущим министерством (ведомством).
Технические задания на разработку проектов государственных стандартов научно-исследовательскими институтами и службами Государственного комитета СССР по стандартам (Госстандарта) утверждает Госстандарт. Технические задания на разработку государственных стандартов на продукцию, входящую в номенклатуру Госстроя СССР, утверждает Госстрой СССР.
4. Проекты государственных и отраслевых стандартов разрабатывают головные и базовые организации по стандартизации, научно-исследовательские, проектно-конструкторские, проектно-технологические и другие организации, ведущие предприятия, высшие учебные заведения силами квалифицированных специалистов-конструкторов, технологов, экономистов и научных работников с привлечением новаторов производства и инженерно-технической общественности. Проекты государственных и отраслевых стандартов должны разрабатывать, как правило, организации и предприятия соответствующей отрасли народного хозяйства, проектирующие и изготовляющие стандартизуемую продукцию. Разработчиками проектов стандартов могут быть также предприятия и организации заказчиков (потребителей), если они располагают необходимыми для этого данными.
5. Ответственность за содержание и технико-экономическую обоснованность проектов государственных и отраслевых стандартов, за соответствие их норм, показателей и требований современному уровню развития науки, техники и производства несут организации, разрабатывающие и представляющие стандарты на утверждение, и органы, утверждающие эти стандарты. Ответственность за своевременный пересмотр стандартов несут органы и организации, за которыми стандарты закреплены.
6. Окончательные редакции проектов государственных и отраслевых стандартов следует согласовывать в порядке, установленном в ГОСТ 1.0-68.
Перед представлением на утверждение базовая (головная) организация по стандартизации проводит научно-техническую и правовую экспертизы проектов стандартов в порядке, установленном Госстандартом.
7. Госстандарт представляет на утверждение в Совет Министров СССР особо важные государственные стандарты (в соответствии с утвержденным Советом Министров СССР перечнем).
8. Проекты государственных стандартов представляют на рассмотрение и утверждение в Госстандарт (Госстрой СССР) ведущие министерства (ведомства) независимо от подчиненности организаций, разрабатывающих стандарты, или, по согласованию с ведущим министерством (ведомством), непосредственно министерство (ведомство) - разработчик.
9. Проекты отраслевых стандартов представляют на рассмотрение и утверждение в министерство (ведомство), утверждающее стандарт, головная (базовая) организация по стандартизации, если организация-разработчик подчинена данному министерству (ведомству).
Если организация-разработчик подчинена другому министерству (ведомству), то проекты отраслевых стандартов представляет на рассмотрение и утверждение это министерство (ведомство). В этом случае проекты должны быть подписаны руководством соответствующего управления этого министерства (ведомства).
10. Проекты государственных стандартов представляют на рассмотрение и утверждение с сопроводительным письмом, подписанным руководством соответствующего министерства (ведомства).
11. Проекты государственных и отраслевых стандартов представляют на рассмотрение и утверждение с сопроводительной документацией, предусмотренной в ГОСТ 1.0-68.
12. Представленный на рассмотрение и утверждение проект государственного стандарта подвергают научно-технической экспертизе (включая экономическую, метрологическую, терминологическую) и правовой экспертизе, рассматривают коллегиально и утверждают в установленном Госстандартом порядке.
13. Порядок подготовки, согласования и представления проектов государственных стандартов, утверждаемых Госстроем СССР, тот же, что и для государственных стандартов, утверждаемых Госстандартом.
14. При рассмотрении и утверждении проектов государственных стандартов Госстандартом и его научно-техническими комиссиями представитель министерства (ведомства) или представитель организации-разработчика проекта стандарта докладывает о проекте стандарта, о его технико-экономическом обосновании, основных мероприятиях по обеспечению его внедрения, сроке введения в действие, а также приводит перечень стандартов и другой документации общесоюзного и отраслевого значения, которая должна быть пересмотрена, изменена или отменена с момента введения стандарта в действие.
15. Государственные стандарты утверждают, вводят в действие, изменяют и отменяют постановлениями Госстандарта или Госстроя СССР, в порядке, установленном Госстандартом.
16. Порядок рассмотрения отраслевых стандартов устанавливает министерство (ведомство), утверждающее эти стандарты. Проекты отраслевых стандартов на наиболее важные объекты должны рассматриваться коллегиально (на научно-техническом совете, специальном совещании, научно-технической комиссии).
17. Утвержденным государственным стандартам присваивают обозначения, состоящие из индекса (ГОСТ), регистрационного номера и двух последних цифр года утверждения или пересмотра. Обозначение комплекса стандартов, входящих в систему, состоит из индекса (ГОСТ), регистрационного номера, первая цифра с точкой которого определяет систему, цифра, стоящая после точки, является номером стандарта в данной системе и последних двух цифр года утверждения или пересмотра стандарта, например: ГОСТ 1.5-68*, ГОСТ 2.109-73.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.5-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.
Государственную регистрацию государственных стандартов осуществляет Всесоюзный информационный фонд стандартов и технических условий (ВИФС) в соответствии с порядком, установленным Госстандартом.
18. Утвержденным отраслевым стандартом присваивают обозначения, состоящие из индекса (ОСТ), условного цифрового обозначения министерства (ведомства), утвердившего стандарт, номера, присвоенного министерством (ведомством) стандарту в порядке, установленном в отрасли, и двух последних цифр года утверждения или пересмотра, например: ОСТ 25 789-68, ОСТ 20 560.090.001-74.
19. Отраслевой стандарт после утверждения не позднее чем в 15-дневный срок направляют на государственную регистрацию в ВИФС в порядке, установленном в ГОСТ 1.19-75*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.19-85 (отменен без замены). - Примечание изготовителя базы данных.
20. Право издания и переиздания государственных стандартов принадлежит исключительно Госстандарту. Информацию о государственных стандартах и их распространение осуществляет также Госстандарт в соответствии с требованиями ГОСТ 1.7-78*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Заменен на ГОСТ 1.7-85 (отменен без замены), здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.
21. Право издания и переиздания отраслевых стандартов принадлежит министерствам (ведомствам), утвердившим их. Отраслевые стандарты по заказам министерств (ведомств) может издавать и переиздавать Госстандарт.
Информацию об отраслевых стандартах и обеспечение ими заинтересованных предприятий и организаций всех отраслей народного хозяйства осуществляют министерства (ведомства), утвердившие их в соответствии с требованиями ГОСТ 1.7-78.
Госстандарт осуществляет централизованную информацию о зарегистрированных Госстандартом отраслевых стандартах и обеспечивает организации этой документацией по их разовым запросам в соответствии с требованиями ГОСТ 1.7-78.
22. Государственные и отраслевые стандарты, издаваемые типографским способом, как правило, должны выпускаться форматом 145X215 мм, а в обоснованных случаях (при наличии сложного графического материала и таблиц, требующих большой площади для их размещения, и т.д.) форматом 220X290 мм по ГОСТ 5773-76*.
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 5773-90. - Примечание изготовителя базы данных.
Отраслевые стандарты, изданные нетипографским способом, должны выпускаться форматом 11 (297X210 мм) по ГОСТ 2.301-68.
В обоснованных случаях отраслевые стандарты, издаваемые нетипографским способом, допускается выпускать форматом 12 (297X420 мм) по ГОСТ 2.301-68.
При необходимости допускается комплектовать в одном стандарте листы форматов 11 и 12.
23. Государственные и отраслевые стандарты объемом 0,5 печатного листа и более выпускают в цветной обложке. Стандарты объемом менее 0,5 печатного листа допускается выпускать в обложке из бумаги, на которой напечатан стандарт.
При нетипографском издании допускается оформлять отраслевые стандарты без обложек.
Обложки и страницы государственных и отраслевых стандартов при издании должны быть оформлены в соответствии с требованиями, приведенными в обязательных приложениях 1-7, а проектов, представляемых на утверждение, - в соответствии с требованиями, приведенными в обязательных приложениях 1-8.
Информационные данные об организациях-разработчиках следует указывать по решению министерств (ведомств), представивших проект стандарта на утверждение.
На первой странице стандартов, имеющих ограниченный срок действия, вместо срока введения указывают:
"...срок действия установлен | ||
с | ||
до | " | |
На подлинном экземпляре отраслевого стандарта сверху должно быть указано
СОГЛАСОВАНО: | УТВЕРЖДАЮ | |||||
должность, наименование министерства (ведомства) | должность, наименование министерства (ведомства) | |||||
Личная подпись | Расшифровка подписи | Личная подпись | Расшифровка подписи | |||
Дата | Дата |
При издании стандарта данные об утверждении указывают в информационных данных, публикуемых на второй странице обложки.
В случае, когда республиканский стандарт вводится впервые, на первой странице | ||
вместо "Взамен | " пишется "Введен впервые". | |
обозначение |
24. Допускается помещать подписи должностных лиц организаций-разработчиков отраслевых стандартов и подписи согласующих и утверждающей организаций на "листе утверждения", оформляемом в соответствии с требованиями, приведенными в приложении 9. В этом случае подписи на последней странице стандарта не помещают. "Лист утверждения" помещают в начале подлинника отраслевого стандарта. Порядок его нумерации устанавливают в отрасли. При издании "лист утверждения" стандарта не размножают, а информационные данные, при необходимости, помещают на второй странице обложки стандарта.