Статус документа
Статус документа

Р 52.24.713-2008 Рекомендации. Методика расчета показателя выполнения нормативных объемов работ по мониторингу загрязнения поверхностных вод суши

     4 Формирование сети пунктов наблюдений

4.1 Формирование сети пунктов наблюдений осуществляется на основе принципов, разработанных головными НИУ и утвержденных Росгидрометом.

4.2 Принципы формирования сети пунктов режимных наблюдений включают:

- установление количества и местоположения пунктов наблюдений, числа и местоположения створов, вертикалей и горизонтов отбора проб в них;

- установление категорийности пунктов наблюдений;

- установление видов программ наблюдений определяемых показателей;

- установление периодичности и сроков проведения наблюдений.

4.3 Сеть формируется из пунктов разной категории. Категорию пункта устанавливают с учетом комплекса факторов согласно таблице 1. В пункте наблюдений или в его отдельных створах могут присутствовать два или более факторов, руководствуясь которыми пункт наблюдений (створ) можно отнести к одной или разным категориям. В последнем случае приоритет следует отдавать более высокой категории. Однако в случае обоснованной необходимости пункту наблюдений (створу) может присваиваться более высокая категория, чем следует из таблицы 1.

Таблица 1 - Категории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Категория пункта наблюдений

Характеристика района расположения пункта наблюдений

Характеристика загрязненности воды водоема или водотока в районе пункта наблюдений

1*

Районы городов с населением более 1 млн жителей

Места нереста и зимовья особо ценных видов промысловых организмов**

Повторяющиеся аварийные сбросы загрязняющих веществ и заморные явления водных организмов.

Высокая загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

2

Районы городов с населением от 1 до 0,5 млн жителей.

Районы важного рыбохозяйственного значения (места нереста и зимовья ценных видов промысловых организмов**, предплотинные участки рек).

Районы пересечения водным объектом государственной границы.

Районы пересечения водным объектом границ субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей)

Систематическая средняя загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

3

Районы городов с населением менее 0,5 млн жителей.

Замыкающие створы больших и средних рек.****

Устья загрязненных притоков больших рек и водоемов****

Систематическая низкая загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

4

Районы территории государственных заповедников и национальных парков; водоемы и водотоки, являющиеся уникальными природными образованиями.

Незагрязненные участки водоемов и водотоков

Водоемы и водотоки, а также их участки, не подверженные антропогенному воздействию

* Пункты категории 1 располагают на средних и больших водоемах и водотоках (по ГОСТ 17.1.1.02), имеющих важное народнохозяйственное значение. Допускается располагать пункты категории 1 на малых водоемах и водотоках в случае необходимости.

** К группе особо ценных видов промысловых организмов относятся виды, дающие продукцию особой ценности вне зависимости от наличия их промысла и его масштабов на данном водном объекте (например, лососевые, осетровые); к группе ценных видов относятся виды, являющиеся важными объектами промысла или организованного любительского лова (например, лещ, вобла, судак).

*** Степень загрязненности воды определяют по РД 52.24.643.

**** Категорию водотоков определяют по ГОСТ 17.1.1.02.

Примечание - Пункты наблюдений, расположенные в районах сброса сточных вод отдельных крупных промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов, а также в районах организованного сброса сточных вод с орошаемых территорий, относятся к одной из трёх категорий в зависимости от уровня загрязненности воды водоема или водотока в пункте.



4.4 В зависимости от категории пунктов наблюдений (створов) устанавливаются виды программ и периодичность наблюдений.

4.5 На основе сформированной в соответствии с вышеизложенными принципами наблюдательной сети УГМС совместно с ЦГМС (ЦМС) подготавливают на год программу проведения наблюдений по гидрохимическим показателям по форме, приведенной в Р 52.24.309 (приложение Р), и согласовывают ее с ГУ ГХИ.

Программу наблюдений допустимо представлять в ГУ ГХИ примерно один раз в пять лет. Ежегодно следует представлять в ГУ ГХИ таблицу с уточненными объемами работ и внесенные в программу изменения.

4.6 Расчет фактических объемов измерений каждый ЦГМС (ЦМС) проводит, руководствуясь фактически реализуемой программой работ, расчет нормативных объемов - на основе базовой программы. Все отклонения от установленных требований по организации и проведению наблюдений, обусловленные местными условиями в районе пункта наблюдений (климатические условия, быстрое прохождение подъема и пика половодья, наличие тепловой полыньи т.п.) следует указывать и обосновывать в графе "Примечания" программы наблюдений и вносить соответствующие коррективы в расчеты.