Статус документа
Статус документа


Р 52.24.713-2008

     

РЕКОМЕНДАЦИИ

МЕТОДИКА РАСЧЕТА ПОКАЗАТЕЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ НОРМАТИВНЫХ ОБЪЕМОВ РАБОТ ПО МОНИТОРИНГУ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ПОВЕРХНОСТНЫХ ВОД СУШИ

     

Предисловие

1 РАЗРАБОТАНЫ Государственным учреждением "Гидрохимический институт" (ГУ "ГХИ") Росгидромета, Управление мониторинга загрязнения окружающей среды, полярных и морских работ (УМЗА) Росгидромета

2 РАЗРАБОТЧИКИ A.M.Ованесянц (УМЗА); Л.В.Боева, канд. хим. наук; Н.П.Матвеева, канд. хим. наук; А.А.Назарова, канд. хим. наук

3 УТВЕРЖДЕНЫ Заместителем Руководителя Росгидромета 17.12.2008

4 ЗАРЕГИСТРИРОВАНЫ ЦМТР ГУ "НПО "Тайфун" 22.12.2008 г. за номером Р 52.24.713-2008

5 ВВЕДЕНЫ ВПЕРВЫЕ

Введение


Организация и проведение режимных и специальных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши (по гидрохимическим показателям) на сети Росгидромета осуществляется в соответствии с Р 52.24.309-2004 "Организация и проведение наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета". Количество определяемых показателей, периодичность проведения наблюдений и объём подлежащих выполнению измерений показателей состояния водных объектов определяются программами наблюдений УГМС, ежегодно согласуемыми с ГУ ГХИ.

Настоящие рекомендации устанавливают методику расчета показателя выполнения нормативных объемов работ Центрами по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (ЦГМС), Центрами мониторинга окружающей среды (ЦМС), Межрегиональными территориальными управлениями по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (УГМС) и в целом Росгидромета по всем видам работ в рамках мониторинга состояния поверхностных вод. Рекомендации распространяются на все виды наблюдений, включая специальные.

Показатель выполнения нормативных объемов работ представляет собой отношение фактического объема работ к нормативному, выраженному в процентах.

Показатель выполнения нормативного объема работ по мониторингу загрязнения поверхностных вод в целом по ЦГМС рассчитывают как частное от деления суммы показателей выполнения нормативных объемов измерений по каждому пункту и виду наблюдений, показателя выполнения нормативных требований к отбору и хранению проб и показателя выполнения нормативных и фактических объемов работ по ВЛК на количество учитываемых показателей.

Для расчета показателя выполнения нормативного объема работ по мониторингу состояния поверхностных вод в целом по УГМС надо суммировать показатели по всем ЦГМС, входящим в УГМС, и разделить на количество ЦГМС.

Рекомендации разработаны по заказу УМЗА Росгидромета для объективной количественной оценки полноты выполнения нормативных объемов измерений ЦГМС (ЦМС).

Рекомендации могут быть использованы также в качестве справочного пособия для планово-экономических подразделений УГМС при выборе и обосновании количества и структуры сети наблюдений за загрязнением объектов окружающей среды, требуемого объёма финансирования.

     1 Область применения


Настоящие рекомендации устанавливают методику расчета показателя выполнения нормативных объемов работ по мониторингу поверхностных вод суши ЦГМС (ЦМС), УГМС и в целом Росгидромета. Рекомендации распространяются на режимные и специальные виды наблюдений.

Рекомендации предназначены для организаций наблюдательной сети (ОНС) и подразделений ОНС Росгидромета, осуществляющих наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши (ПВС).

     2 Нормативные ссылки


В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты и нормативные документы:

ГОСТ 17.1.1.02-77. Охрана природы. Гидросфера. Классификация водных объектов

РД 52.24.643-2002. Метод комплексной оценки степени загрязнённости поверхностных вод по гидрохимическим показателям

Р 52.24.309-2004. Рекомендации. Организация и проведение режимных наблюдений за загрязнением поверхностных вод суши на сети Росгидромета

РД 52.24.509-2005. Внутренний контроль качества гидрохимической информации

     3 Общие положения

3.1 Организации и подразделения ОНС Росгидромета осуществляют режимные наблюдения за загрязнением поверхностных вод суши (по физическим и гидрохимическим показателям) и специальные наблюдения, подразделяемые на виды:

- режимные наблюдения в основной сети;

- режимные наблюдения в дополнительной сети;

- режимные наблюдения в донных отложениях;

- режимные наблюдения за содержанием пестицидов;

- специальные наблюдения в подсистеме мониторинга оценки выноса химических веществ в моря;

- специальные наблюдения в пунктах фоновых наблюдений;

- специальные наблюдения в подсистеме мониторинга трансграничных поверхностных вод суши;

- специальные наблюдения в национальной подсистеме Глобальной системы мониторинга окружающей среды: водные объекты (ГСМОС/ВОДА);

- специальные наблюдения в пунктах, опорных для определения хлорорганических пестицидов;

- специальные наблюдения в пунктах, расположенных в районах мелиорации;

- специальные наблюдения в пунктах, расположенных в районе трассы БАМ;

- специальные наблюдения в подсистеме мониторинга антропогенного эвтрофирования.

В настоящее время основную информацию о качестве ПВС получают в рамках режимных наблюдений.

Цели специальных видов наблюдений индивидуальны для каждого вида этих наблюдений и определяют состав выполняемых работ.

Каждый из видов наблюдений базируется на своей сети пунктов, предназначенных для выполнения поставленных задач. Допускается использовать один пункт для решения задач нескольких видов наблюдений (целевые и многоцелевые пункты наблюдений).

3.2 Критерием полноты и качества выполнения наблюдений за загрязнением окружающей среды является их соответствие нормативному объему измерений, нормативным требованиям к отбору и хранению проб, нормативному объему работ по внутрилабораторному (далее - ВЛК) контролю качества измерений.

3.3 Нормативный объем измерений - это требуемое (обусловленное поставленной задачей) суммарное количество анализов проб, отобранных во всех пунктах, во всех створах (вертикалях и горизонтах), на основе базовой программы, составленной строго в соответствии с положениями Р 52.24.309.

3.4 Нормативные требования к отбору и хранению проб - это соблюдение сроков хранения проб от отбора до анализа в соответствии с нормативным документом на методику выполнения измерений (МВИ).

3.5 Нормативный объем работ по ВЛК - это требуемое в соответствии с требованиями РД 52.24.509 и МВИ суммарное количество анализов проб, выполненных для оперативного контроля качества измерений, контроля качества пробоотбора и контроля стабильности результатов измерений за контролируемый период.

3.6 Показатель выполнения нормативных объемов работ - это отношение фактического объема работ к нормативному.

3.7 Показатель выполнения нормативных объемов работ предназначен для оценки полноты наблюдений за загрязнением окружающей среды, оценки эффективности существующих программ мониторинга и является количественным критерием, обосновывающим объем необходимых средств федерального бюджета для достижения поставленных задач.

     4 Формирование сети пунктов наблюдений

4.1 Формирование сети пунктов наблюдений осуществляется на основе принципов, разработанных головными НИУ и утвержденных Росгидрометом.

4.2 Принципы формирования сети пунктов режимных наблюдений включают:

- установление количества и местоположения пунктов наблюдений, числа и местоположения створов, вертикалей и горизонтов отбора проб в них;

- установление категорийности пунктов наблюдений;

- установление видов программ наблюдений определяемых показателей;

- установление периодичности и сроков проведения наблюдений.

4.3 Сеть формируется из пунктов разной категории. Категорию пункта устанавливают с учетом комплекса факторов согласно таблице 1. В пункте наблюдений или в его отдельных створах могут присутствовать два или более факторов, руководствуясь которыми пункт наблюдений (створ) можно отнести к одной или разным категориям. В последнем случае приоритет следует отдавать более высокой категории. Однако в случае обоснованной необходимости пункту наблюдений (створу) может присваиваться более высокая категория, чем следует из таблицы 1.

Таблица 1 - Категории пунктов наблюдений и факторы, определяющие их установление

Категория пункта наблюдений

Характеристика района расположения пункта наблюдений

Характеристика загрязненности воды водоема или водотока в районе пункта наблюдений

1*

Районы городов с населением более 1 млн жителей

Места нереста и зимовья особо ценных видов промысловых организмов**

Повторяющиеся аварийные сбросы загрязняющих веществ и заморные явления водных организмов.

Высокая загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

2

Районы городов с населением от 1 до 0,5 млн жителей.

Районы важного рыбохозяйственного значения (места нереста и зимовья ценных видов промысловых организмов**, предплотинные участки рек).

Районы пересечения водным объектом государственной границы.

Районы пересечения водным объектом границ субъектов Российской Федерации (республик, краев, областей)

Систематическая средняя загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

3

Районы городов с населением менее 0,5 млн жителей.

Замыкающие створы больших и средних рек.****

Устья загрязненных притоков больших рек и водоемов****

Систематическая низкая загрязненность воды в результате организованного сброса сточных вод***

4

Районы территории государственных заповедников и национальных парков; водоемы и водотоки, являющиеся уникальными природными образованиями.

Незагрязненные участки водоемов и водотоков

Водоемы и водотоки, а также их участки, не подверженные антропогенному воздействию

* Пункты категории 1 располагают на средних и больших водоемах и водотоках (по ГОСТ 17.1.1.02), имеющих важное народнохозяйственное значение. Допускается располагать пункты категории 1 на малых водоемах и водотоках в случае необходимости.

** К группе особо ценных видов промысловых организмов относятся виды, дающие продукцию особой ценности вне зависимости от наличия их промысла и его масштабов на данном водном объекте (например, лососевые, осетровые); к группе ценных видов относятся виды, являющиеся важными объектами промысла или организованного любительского лова (например, лещ, вобла, судак).

*** Степень загрязненности воды определяют по РД 52.24.643.

**** Категорию водотоков определяют по ГОСТ 17.1.1.02.

Примечание - Пункты наблюдений, расположенные в районах сброса сточных вод отдельных крупных промышленных предприятий и территориально-производственных комплексов, а также в районах организованного сброса сточных вод с орошаемых территорий, относятся к одной из трёх категорий в зависимости от уровня загрязненности воды водоема или водотока в пункте.



4.4 В зависимости от категории пунктов наблюдений (створов) устанавливаются виды программ и периодичность наблюдений.

4.5 На основе сформированной в соответствии с вышеизложенными принципами наблюдательной сети УГМС совместно с ЦГМС (ЦМС) подготавливают на год программу проведения наблюдений по гидрохимическим показателям по форме, приведенной в Р 52.24.309 (приложение Р), и согласовывают ее с ГУ ГХИ.

Программу наблюдений допустимо представлять в ГУ ГХИ примерно один раз в пять лет. Ежегодно следует представлять в ГУ ГХИ таблицу с уточненными объемами работ и внесенные в программу изменения.

4.6 Расчет фактических объемов измерений каждый ЦГМС (ЦМС) проводит, руководствуясь фактически реализуемой программой работ, расчет нормативных объемов - на основе базовой программы. Все отклонения от установленных требований по организации и проведению наблюдений, обусловленные местными условиями в районе пункта наблюдений (климатические условия, быстрое прохождение подъема и пика половодья, наличие тепловой полыньи т.п.) следует указывать и обосновывать в графе "Примечания" программы наблюдений и вносить соответствующие коррективы в расчеты.

     5 Методика расчета нормативного и фактического количества проб, отбираемых для анализа на сети пунктов режимных наблюдений

5.1 Нормативное количество проб воды, отбираемых для анализа в течение года в пунктах режимных наблюдений, определяется:

1) видами программ наблюдений (по гидрохимическим показателям), установленных для пунктов разной категории согласно таблице 2;

2) для пестицидов - периодичностью наблюдений за их содержанием согласно Р 52.24.309 (приложение Л).


Таблица 2 - Виды программ наблюдений по гидрохимическим показателям, периодичность их проведения (нормативное количество проб в год)

Периодичность проведения наблюдений

Виды программ наблюдений в пунктах наблюдений категории

Нормативное количество проб
в год

1

2

3

4


Ежедневно

Сокращенная программа (СП) N 1

Визуальные наблюдения

-

-

365

Ежедекадно

Сокращенная программа (СП) N 2

Сокращенная программа (СП) N 1

-

-

36

Ежемесячно

Сокращенная программа (СП) N 3

-

12 (13)*

В основные фазы водного режима

Обязательная программа (ОП)

4-11 в ОГФ**

4 в ОГС***

* В случае прохождения двух гидрологических фаз в один месяц количество отбираемых проб воды увеличивается до 13-14.

** ОГФ - основные гидрологические фазы.

*** ОГС - основные гидрологические ситуации.



5.2 Нормативное количество проб донных отложений определяется периодичностью проведения наблюдений за содержанием загрязняющих веществ в донных отложениях водных объектов согласно Р 52.24.309 (приложение Н).

5.3 Наблюдения по ОП на большинстве водотоков проводят семь раз в году в следующие сроки: во время половодья - на подъеме, пике и спаде, во время летней межени - при наименьшем расходе и прохождении дождевого паводка, осенью перед ледоставом, во время зимней межени.

На отдельных водотоках в зависимости от особенности их водного режима периодичность наблюдений по ОП может отличаться от указанной для большинства водотоков:

- на водотоках с длительным половодьем (больше месяца) количество наблюдений увеличивается до 8 в год (пробы отбираются на подъеме, пике, в начале и конце спада половодья);

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs