Статус документа
Статус документа

РД РОСЭК-012-97 Канаты стальные. Контроль и нормы браковки

     1.1. Периодичность контроля стальных канатов

1.1.1. Независимо от типов подъемных сооружений, где используются стальные канаты, они подвергаются ежесменным, периодическим и специальным осмотрам. Персонал, осуществляющий ремонт и обслуживание подъемных сооружений, проводит осмотры канатов в соответствии с инструкцией по эксплуатации.

1.1.2. Ежесменные осмотры стальных канатов осуществляются крановщиками, лифтерами, машинистами, слесарями, электромонтерами, электромеханиками и т.д. перед началом работы и включают в себя:

- ознакомление с записями в журнале (вахтенном для грузоподъемного крана; журнале ежесменного осмотра лифта; сменном журнале - для подвесных канатных дорог и др.);

- осмотр состояния каната, его участков, навитых на барабан, канатоведущий шкив, блок, опирающихся на башмаки, закрепленных в муфтах, коушах и зажимах.

Результаты осмотров записываются в журнале, находящемся у оператора подъемного сооружения.

1.1.3. Периодические осмотры выполняются инженерно-техническими работниками, ответственными за содержание подъемного сооружения в исправном состоянии, каждые десять дней с записью результатов в журнале.*

________________

* Для редкоиспользуемых подъемных сооружений (редкоиспользуемые грузоподъемные краны, сезонные канатные дороги и т.д.) периодические осмотры производятся перед началом эксплуатации.


Содержание периодических осмотров:

- визуальный осмотр состояния каната по его длине при движении от начального к конечному положению;

- контроль с помощью мерительного инструмента диаметра каната по его длине.

1.1.4. Специальные осмотры канатов проводятся при технических освидетельствованиях с помощью дефектоскопов, позволяющих контролировать обрывы проволок по всей длине каната, наличие коррозии, износа внутренних и наружных проволок, потерю сечения. Периодичность осмотров стальных канатов для подъемных сооружений различных типов с помощью дефектоскопов приведена в табл.1.

Таблица 1

Периодичность дефектоскопии стальных канатов

N
п/п

Наименование подъемного сооружения

Назначение стального каната

Периодичность дефектоскопии (месяц)

Примечание

1

Краны грузоподъемные

грузовой

12

*

стреловой

12

**

тяговый

12

*

оттяжка

36

**

2

Краны кабельные

несущий

последующая каждые
24

первая при пуске в эксплуатацию

тяговый

12

грузовой

12

оттяжка

36

канаты поддержек

не повергаются

подвески кабелей

не подвергаются

удержание крана (опоры)

не подвергаются

3

Подъемники и лебедки для подъема людей

грузовой

6

тяговый

12

4

Сменные грузозахватные органы

не подвергаются

5

Съемные грузозахватные приспособления

не подвергаются

6

Тали электрические

грузовой

12

*

7

Лифты

тяговый

6

хвостовой (…..)

не подвергаются

8

Подъемники (вышки)

не подвергаются

9

Подвесные пассажирские (грузовые) канатные дороги

несущий, тяговый, тягово-несущий

вторая - через 36, последующая каждые 12

первая при пуске в эксплуатацию

натяжной

не подвергаются

10

Наклонные рельсово-канатные подъемники (фуникулеры)

тяговый

вторая - через 36, последующая каждые 12

первая при пуске в эксплуатацию

натяжной (хвостовой)

не подвергаются

предохранительный

не подвергаются

________________

Брак оригинала. - Примечание изготовителя базы данных.

Примечание: малокрутящиеся канаты, независимо от назначения, подлежат дефектоскопии с периодичностью 12 месяцев;     

* при интенсивной эксплуатации в условиях агрессивной среды и повышенной температуры;     

** для канатов, эксплуатирующихся без замены на кранах с истекшим сроком службы.

1.1.5. Особое внимание при всех видах осмотра следует обращать на участки каната:

- проходящие через подвижные, неподвижные и уравнительные блоки (особенно на тот отрезок, который попадает на подвижный блок в нагруженном состоянии);

- у заделки концов каната (с проверкой правильности установки зажимов);

- крепления на барабане, кабине и противовесе;

- подверженные истиранию от соприкосновения с выступающими частями подъемной установки и нагреву;

- внутреннюю часть на участках интенсивного износа, коррозии или обрывов проволок.

У заделки канаты осматриваются с целью обнаружения обрывов и коррозии проволок. Заделки в виде опрессованных втулок проверяются на наличие трещин в материале и проскальзывания каната во втулке. Для неподвижных канатов (типа вант или оттяжек) особое внимание необходимо обращать на участки каната с заделкой.