Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО 10075-2011 Эргономические принципы обеспечения адекватности умственной нагрузки. Основные термины и определения

     3 Определения


В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии на человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека.

en

mental stress

_______________
      См. приложение А.


3.2 умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического начального состояния человека, в том числе индивидуальных способов психологической адаптации.

en

mental strain

_______________

См. приложение А, пункт А.3.



3.3 Последствия умственного напряжения

_______________

Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия какой-либо функциональной взаимосвязи.

3.3.1 Положительные последствия

3.3.1.1 врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий.

en

warming-up effect

3.3.1.2 активизация: Внутреннее состояние человека, характеризуемое определенной степенью умственной и физической работоспособности.

Примечание 1 - Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации.

en

activation

3.3.2 Отрицательные последствия

Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления.

3.3.2.1 умственная усталость: Временное снижение умственной и физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности.

Примечание 2 - Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т.п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния.

en

mental fatigue

3.3.2.2 состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуацию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение.

Примечание 3 - Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно.

en

fatigue-like states

3.3.2.2.1 монотония: Медленно развивающееся состояние пониженной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости, снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений.

en

monotony

_______________

В качестве синонима термину "монотония" иногда применяют термин "состояние однообразия".

3.3.2.2.2 снижение бдительности: Медленно развивающееся состояние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению.

Примечание 4 - Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям.

en

reduced vigilance

3.3.2.2.3 умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению "медленно тянущегося времени" и "топтания на месте".

Примечание 5 - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями.

en

mental satiation

3.3.3 Другие последствия

3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения.

en

practice effect