В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:
3.1 умственный стресс: Состояние, возникающее при воздействии на человека всех учитываемых внешних источников, влияющих на умственное состояние человека. | en | mental stress |
_______________ |
3.2 умственное напряжение: Прямое недолговременное последствие умственного стресса, зависящее от индивидуальных привычек и фактического начального состояния человека, в том числе индивидуальных способов психологической адаптации. | en | mental strain |
_______________ См. приложение А, пункт А.3. |
3.3 Последствия умственного напряжения
_______________
Порядок определения последующих терминов не предполагает наличия какой-либо функциональной взаимосвязи.
3.3.1 Положительные последствия
3.3.1.1 врабатываемость: Свойство организма постепенно мобилизовать свои функциональные возможности в условиях умственной нагрузки, выражающееся в том, что через короткое время после начала деятельности для выполнения работы требуется меньше усилий. | en | warming-up effect |
3.3.1.2 активизация: Внутреннее состояние человека, характеризуемое определенной степенью умственной и физической работоспособности. Примечание 1 - Умственное напряжение может приводить к разным степеням активизации в зависимости от его продолжительности и интенсивности. Существует область, в которой активизация оптимальна, т.е. не слишком низкая или высокая, что обеспечивает наилучшую функциональную производительность. Следует помнить, что слишком резкое увеличение напряжения может привести к нежелательной сверхактивизации. | en | activation |
3.3.2 Отрицательные последствия Отрицательные последствия различают по времени, необходимому для восстановления после их воздействия, средствам достижения этого восстановления, а также по симптомам. Отрицательные последствия могут быть общими или специфическими, требующими времени или изменения деятельности для восстановления. | ||
3.3.2.1 умственная усталость: Временное снижение умственной и физической функциональной производительности, зависящее от интенсивности, продолжительности и изменений во времени предшествующего умственного напряжения. Для быстрого восстановления при умственной усталости необходим отдых, а не смена вида деятельности. Примечание 2 - Понижение функциональной производительности проявляется, например, в виде ощущения утомленности, менее благоприятном соотношении между результатом и предпринимаемыми усилиями, появлении определенного типа ошибок, частоте их появления и т.п. Степень отрицательных последствий также зависит от индивидуальных особенностей человека и его начального состояния. | en | mental fatigue |
3.3.2.2 состояние, сходное с усталостью: Состояние, возникающее у человека в результате воздействия умственного напряжения, вызванного однообразием действий и ситуаций. Такие состояния быстро исчезают после введения изменений в выполняемое задание и/или окружающую среду/ситуацию. К подобным состояниям относятся: скука, снижение бдительности и умственное пресыщение. Примечание 3 - Как правило, ощущения утомления присущи как состоянию умственной усталости, так и аналогичным усталости состояниям. Однако в последнем случае они отличаются от состояния умственной усталости своей кратковременностью. При аналогичных усталости состояниях межличностные различия проявляются особенно сильно. | en | fatigue-like states |
3.3.2.2.1 монотония: Медленно развивающееся состояние пониженной активности, возникающее при длительном выполнении однообразных, повторяющихся заданий или действий, проявляющееся в виде сонливости, снижения общего уровня активности, уменьшения или колебания работоспособности, снижения адаптируемости и восприимчивости и сопровождающееся повышением неравномерности частоты сердечных сокращений. | en | monotony |
_______________
В качестве синонима термину "монотония" иногда применяют термин "состояние однообразия".
3.3.2.2.2 снижение бдительности: Медленно развивающееся состояние, характеризующееся пониженной способностью к обнаружению (например, при отслеживании экранов радаров или панелей управления приборов), возникающее при выполнении однообразных заданий по обнаружению. Примечание 4 - Монотония и снижение бдительности могут быть дифференцированы по причинам, их вызывающим, а не по следствиям. | en | reduced vigilance |
3.3.2.2.3 умственное пресыщение: Состояние нервно-неустойчивого, сильного эмоционального неприятия повторяющихся заданий или ситуаций, при котором переживания человека сводятся к ощущению "медленно тянущегося времени" и "топтания на месте". Примечание 5 - Дополнительными симптомами умственного пресыщения являются раздражение, пониженная производительность труда и/или ощущение утомления и стремление прекратить деятельность. Умственное пресыщение в противоположность монотонии и снижению бдительности характеризуется неизменным или даже более высоким уровнем активизации, сопровождающимся отрицательными эмоциями. | en | mental satiation |
3.3.3 Другие последствия | ||
3.3.3.1 практический опыт: Устойчивое изменение индивидуальной производительности труда, связанное с обучением вследствие неоднократного переживания умственного напряжения. | en | practice effect |