Сухопутные автозимники
4.1. Техническое состояние сухопутного автозимника во многом зависит от правильного выбора конструкции с учетом местных природных условий и требований, предъявляемых к автозимнику в отношении прочности, устойчивости и безопасности движения.
Автозимники проектируют с учетом рельефа местности, вида подстилающего основания, состояния грунтов и характера метелевой деятельности в районе строительства в соответствии с типовыми поперечными профилями, приведенными на рис.1-6.
4.2. Сухопутные автозимники на участках с прочными грунтовыми основаниями проектируют в соответствии с поперечными профилями, приведенными на рис.1. Для выравнивания оснований, сложенных скальными и щебенистыми грунтами, следует предусматривать устройство выравнивающего слоя из гравия или щебня.
Рис.1. Поперечные профили автозимников на прочных грунтовых основаниях:
1 - снеговой покров; 2 - уплотненный снег на обочинах; 3 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 4 - выравнивающий слой из гравия или песка; 5 - спланированное основание
Конструкции типа I и II назначают в не заносимой снегом местности в корытообразном поперечном профиле и устраивают методом постепенного наращивания снегового полотна по мере выпадания снега в течение зимы.
В открытой местности корытообразный поперечный профиль автозимника подвержен снежным заносам. При объемах снегопереноса до 150-200 м/м автозимники с поперечным профилем типа III и IV, в сочетании с траншейным снегопаханием в придорожной полосе или с другими мерами снегозащиты, почти полностью предотвращают опасность снегозаносов дороги.
4.3. На косогорных участках автозимники проектируют в соответствии с поперечными профилями типа V и VI (рис.2). При этом поперечный профиль типа VI следует предусматривать на участках возможного выхода грунтовых вод на поверхность.
Рис.2. Поперечные профили автозимников на косогорах:
1 - снеговой покров; 2 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 3 - уплотненный снег на обочинах; 4 - грунтовая насыпь на косогоре; 5 - нагорный валик; 6 - нагорная канава; 7 - утепленный лоток для отвода грунтовых вод; 8 - направление движения грунтового потока
4.4. При проложении трассы по заболоченным поймам и долинам рек конструкции автозимников назначают в соответствии с поперечными профилями типа VII и VIII (рис.3).
Рис.3. Поперечные профили автозимников, прокладываемых по заболоченным поймам и долинам рек:
1 - снеговой покров; 2 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 3 - уплотненный снег на обочинах; 4 - естественный мохорастительный покров; 5 - лед; 6 - перемешанный с мохорастительным покровом грунт, спланированный и уплотненный гладилками
Поперечный профиль типа VII назначают на участках, где отсутствует в основании подземный лед. При этом целесообразно предусматривать в проектах удаление мохорастительного покрова, заполнение корыта дороги водой с последующим ее замораживанием для создания ровного и прочного основания.
Во избежание развития термокарстовых и термоэрозионных процессов, когда в основании близко от поверхности залегает подземный лед, мохорастительный покров и кочки не удаляют, а тщательно рыхлят и перемешивают с грунтом на полосе проезжей части, планируют и уплотняют (тип VIII).
4.5. На марях, бугристых вечномерзлых торфяниках и других подобных участках автозимники проектируют с поперечным профилем типа IX (рис.4). Для получения ровного основания предусматривают срезку кочек и устройство выравнивающего слоя толщиной 15-20 см из гравия или песка с поливкой его водой.
Рис.4. Поперечный профиль автозимника на марях и бугристых вечномерзлых торфяниках:
1 - снеговой покров; 2 - уплотненный или оледененный снег на проезжей части; 3 - уплотненный снег на обочинах; 4 - выравнивающий слой из гравия или песка; 5 - спланированное грунтовое основание
4.6. При проложении трассы по промерзающим болотам конструкции автозимников назначают в соответствии с поперечными профилями типа X и XI (рис.5).