Статус документа
Статус документа

ВСН 137-77/Минтрансстрой Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР

3. ИЗЫСКАНИЯ

3.1. Технические изыскания автозимников целесообразно выполнять с широким использованием аэрофотосъемки и аэровизуальных наблюдений. Для обеспечения работы изыскательских партий на территории, удаленной от экономически развитых районов, в условиях сурового климата, при отсутствии путей сообщения следует предусматривать применение на изысканиях тракторов, вездеходов и вертолетов.

3.2. Объем и сроки проведения изыскательских работ следует корректировать в зависимости от сложности топографических, мерзлотно-грунтовых и геологических условий с учетом освоенности района изысканий (в том числе и наличия дорог).

3.3. Предварительно необходимо провести аэрофотосъемку местности в направлении проложения трассы, оконтурить участки со сложными мерзлотно-грунтовыми условиями и опасные в отношении развития селей, лавин, наледей, обвалов, солифлюкции, термокарста и т.д. и проложить трассу на карте в обход опасных участков.

Подробные технические изыскания предусматривают выполнение в полном объеме топографических, мерзлотно-грунтовых и инженерно-геологических работ, а также инженерно-гидрометеорологических обследований, необходимых для уточнения вариантов трассы, определения основных объемов работ и составления техно-рабочего проекта, в котором дается окончательный вариант проложенной трассы, уточненной на особо сложных участках.

3.4. Техно-рабочий проект составляют с использованием типовых проектов и ранее разработанных экономичных проектов на аналогичные объекты в составе, соответствующем приложению 3.

3.5. При трассировании автозимников необходимо учитывать следующие положения:

а) прокладка автозимника по пересеченной местности требует выполнения значительных объемов земляных работ;

б) рубка просеки и корчевка пней в лесистой местности повышает стоимость строительства, но при этом уменьшаются до минимума затраты на зимнее содержание и борьбу со снежными заносами;

в) прокладка автозимника по открытой равнинной местности, болотам и марям, ледяному покрову рек, озер и морей возможна длинными прямыми участками с незначительными продольными уклонами при малом объеме земляных работ, однако в этом случае надо принимать меры против снежных заносов;

г) прокладка автозимника по косогорам наименее выгодна, так как связана с увеличением объема земляных работ, количества углов поворота и пересечений тальвегов, с возможностью оползней и снежных заносов.

Наиболее целесообразный вариант трассирования в каждом конкретном случае выбирают на основе технико-экономического расчета с учетом продолжительности использования автозимника, его категории, характера метелевой деятельности, наличия наледей, оползней и т.д.

3.6. Трассу автозимника по болотам и марям прокладывают в том случае, если они промерзают на достаточную глубину.

Для установления времени начала эксплуатации автозимника важны сведения о сроках и глубине промерзания болот и марей, которые прогнозируют согласно приложению 4.

3.7. При трассировании по льду рек и озер (морей) необходимо тщательно проверить состояние и толщину ледяного покрова. Если река непригодна под автозимник из-за резкой извилистости русла, наличия наледей, многослойного льда, крупных камней в русле, пропарин и торосов, то необходимо исследовать возможность проложения трассы в пойме реки.

3.8. На плесах реки автозимник рекомендуется трассировать вблизи фарватера (место наибольших глубин), где ледяной покров более ровный и устойчивый.

Если фарватер подходит вплотную к обрывистым берегам, где возможны снежные заносы и обвалы, трассу необходимо отодвигать в сторону от фарватера. Следует избегать проложения трассы по линии резкого изменения глубины реки.

3.9. Автозимник следует трассировать по протокам реки, если они более выгодны по направлению, а устройство автозимника не вызовет образования речных наледей.

3.10. Трассу автозимника по льду крупных озер (например, озера Байкал) и морей следует прокладывать в удалении от берега. Наиболее опасны участки ледяного покрова в районах выступающих мысов, где лед раздробляется многочисленными щелями на обломки полей, а также участки нагромождения торосов и образования снежных сугробов, где, как правило, встречаются пропарины и нерпичьи отдушины.

3.11. Трассу автозимника по возможности следует располагать на не заносимых снегом участках. Эти участки определяют по наблюдениям, проводимым в период изысканий, а также на основе сведений, получаемых от населения.

Наиболее благоприятными с точки зрения снегонезаносимости являются залесенные участки местности, где отсутствует перенос снега в приземном слое. Наиболее снегозаносимыми являются подветренные стороны обширных снегосборных бассейнов (ровные поля или безлесные склоны возвышенностей), нижние и верхние части подветренных и нижние части наветренных склонов возвышенностей.

3.12. Автозимники на снегозаносимых участках следует трассировать в каждом конкретном случае на основе анализа материалов изысканий с учетом рельефа местности, направления господствующих ветров и их скорости, мощности снегового покрова и объемов переносимого при метелях снега.

Трассу автозимника на снегозаносимых участках следует по возможности совмещать с направлением господствующих ветров или располагать под углом к ним не более 20°. Трасса автозимника должна обходить пониженные места (ложбины, глубокие балки и овраги, котловины и т.д.) с подветренной стороны или пересекать их по кратчайшему расстоянию.

3.13. Расположение трассы автозимника на подветренных склонах косогоров не рекомендуется; отдается предпочтение водораздельным ходам и наветренным склонам косогоров.

На склонах и на перевалах автозимники следует по возможности прокладывать прямыми участками, избегая углов поворота более 65°.

3.14. В широких долинах трассу следует прокладывать не ближе 50 м от подошвы ближайшей возвышенности с наветренной стороны и не ближе 60 м с подветренной стороны.

3.15. Участки местности, в пределах которых наблюдается развитие наледей или прогнозом установлена потенциальная возможность их возникновения в процессе строительства и эксплуатации автозимника, следует, как правило, обходить.

Благоприятными для размещения трассы по инженерно-геологическим условиям являются равнинные участки высоких речных террас и водоразделов, дренированные склоны речных долин с падением пород вглубь склона и южные склоны, где отсутствуют вечномерзлые грунты и надмерзлотные воды.

Неблагоприятными являются места с наличием выходов групповых источников (пластово-трещинных и вод тектонических трещин и разломов).