1.1. Настоящая "Инструкция" распространяется на проектирование, строительство и содержание вновь строящихся и реконструируемых зимних автомобильных дорог на территории Сибири и Северо-Востока СССР, где выделено четыре основных района со специфическими природными особенностями. Краткая географическая характеристика районов и основные климатические показатели зимнего периода на указанной территории, требующиеся для экономических и технических расчетов, приведены в приложении 1.
"Инструкция" может быть использована также при проектировании и строительстве зимних автомобильных дорог на европейской части СССР с устойчивым и продолжительным зимним периодом, с корректировкой на местах отдельных положений "Инструкции" в соответствии с природно-климатическими особенностями района строительства.
1.2. К зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.
1.3. Автозимники подразделяются:
а) по продолжительности эксплуатации:
на регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;
временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов;
разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей;
б) по расположению на местности:
на сухопутные, прокладываемые по суше;
ледовые, прокладываемые по льду рек, озер или морей.
Примечание. Разновидностью ледовых автозимников являются переправы по льду через водотоки на сухопутных автозимниках;
в) по продолжительности использования времени года:
на автозимники, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха;
на автозимники с продленными сроками эксплуатации, обеспечивающие проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года.
1.4. Автозимники в зависимости от размеров расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения подразделяются на две категории:
I категория - автозимники с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 50 тыс. т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 т, свыше 150 авт/сутки;
II категория - автозимники с перспективной грузонапряженностью 50 тыс. т нетто в год и менее или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт/сутки.
1.5. Автозимники надлежит проектировать в комплексе с выбором рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов на складах и организации перевозок во времени с учетом изменения несущей способности полотна автозимника.
При обосновании проектных решений необходимо учитывать, что автозимники должны отвечать следующим требованиям:
сооружаться быстрыми темпами при максимальной механизации работ;
выдерживать расчетные нагрузки и обеспечивать необходимую пропускную способность всех видов транспортных средств (колесные, гусеничные, санные поезда);
быть устойчивыми и прочными в течение требуемого времени эксплуатации;
легко восстанавливаться после разрушения от воздействия транспортных средств.
При строительстве автозимников следует максимально использовать местные строительные материалы.