Статус документа
Статус документа


ВСН 137-77
----------------------
Минстансстрой

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ

ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ЗИМНИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СНЕЖНОМ И ЛЕДЯНОМ ПОКРОВЕ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА СССР

     

Дата введения 1977-07-01


УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства 11 марта 1977 г., приказ N 8


ВНЕСЕНЫ Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)

ВЗАМЕН "Технических указаний по строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" ВСН 137-68

ПРЕДИСЛОВИЕ


"Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" разработана Омским филиалом Государственного Всесоюзного дорожного научно-исследовательского института (Союздорнии).

В "Инструкции" приводятся технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели вновь строящихся и реконструируемых автозимников, указания по изысканиям, проектированию, строительству и содержанию сухопутных и ледовых автозимников и автозимников с продленными сроками эксплуатации на территории Сибири и Северо-Востока СССР.

"Инструкция" разработана на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зимних автомобильных дорог, результатов исследований, проводившихся в последние годы Омским филиалом Союздорнии с использованием научно-технического отчета докт. техн. наук И.А.Золотаря и материалов проектных, строительных и научно-исследовательских организаций (Главтранспроекта, Союздорпроекта, Гипродорнии и его филиалов, Дальстройпроекта, СибЦНИИСа, Якутавтодора, Магаданавтодора, Якутдортранса, Ушосдора объединения "Северовостокзолото" и др.).

"Инструкцию" разработали кандидаты технических наук Н.Ф.Савко и Н.М.Тупицын при участии кандидатов технических наук Г.В.Бялобжеского (Гипродорнии) и И.Л.Борщука, канд. геогр. наук В.Р.Алексеева (Институт географии Сибири и Дальнего Востока) и инженеров А.П.Казакова, Н.К.Ланецкого и Е.В.Константинова (Якутдортранс).

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Настоящая "Инструкция" распространяется на проектирование, строительство и содержание вновь строящихся и реконструируемых зимних автомобильных дорог на территории Сибири и Северо-Востока СССР, где выделено четыре основных района со специфическими природными особенностями. Краткая географическая характеристика районов и основные климатические показатели зимнего периода на указанной территории, требующиеся для экономических и технических расчетов, приведены в приложении 1.

"Инструкция" может быть использована также при проектировании и строительстве зимних автомобильных дорог на европейской части СССР с устойчивым и продолжительным зимним периодом, с корректировкой на местах отдельных положений "Инструкции" в соответствии с природно-климатическими особенностями района строительства.

1.2. К зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.

1.3. Автозимники подразделяются:

а) по продолжительности эксплуатации:

на регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;

временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов;

разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей;

б) по расположению на местности:

на сухопутные, прокладываемые по суше;

ледовые, прокладываемые по льду рек, озер или морей.

Примечание. Разновидностью ледовых автозимников являются переправы по льду через водотоки на сухопутных автозимниках;

в) по продолжительности использования времени года:

на автозимники, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха;

на автозимники с продленными сроками эксплуатации, обеспечивающие проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года.

1.4. Автозимники в зависимости от размеров расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения подразделяются на две категории:

I категория - автозимники с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 50 тыс. т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 т, свыше 150 авт/сутки;

II категория - автозимники с перспективной грузонапряженностью 50 тыс. т нетто в год и менее или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт/сутки.

1.5. Автозимники надлежит проектировать в комплексе с выбором рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов на складах и организации перевозок во времени с учетом изменения несущей способности полотна автозимника.

При обосновании проектных решений необходимо учитывать, что автозимники должны отвечать следующим требованиям:

сооружаться быстрыми темпами при максимальной механизации работ;

выдерживать расчетные нагрузки и обеспечивать необходимую пропускную способность всех видов транспортных средств (колесные, гусеничные, санные поезда);

быть устойчивыми и прочными в течение требуемого времени эксплуатации;

легко восстанавливаться после разрушения от воздействия транспортных средств.

При строительстве автозимников следует максимально использовать местные строительные материалы.

2. ОСНОВНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ НОРМЫ И ТРАНСПОРТНО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ

2.1. Автозимники должны обеспечивать безопасное, бесперебойное и удобное движение автомобилей с заданными расчетными скоростями и нагрузками.

Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по табл.1.

Расчетные скорости, установленные в табл.1 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка автозимника.

Таблица 1

Категория автозимников

Расчетные скорости, км/ч

основные

допускаемые для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей на трудных участках местности

пересеченной

горной

I

60

40

30

II

50

30

25



Примечания. 1. В табл.1 для расчета элементов плана и продольного профиля приведены наибольшие возможные скорости движения одиночных автомобилей исходя из безопасности движения при коэффициенте сцепления колес с покрытием автозимника .

2. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами.


Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей временных автозимников при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уменьшать против соответствующих значений, приведенных в табл.1, но не более чем на 20%.

2.2. Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования не нормируются. Элементы плана, продольного и поперечного профилей таких автозимников назначают из условия обеспечения при минимальных объемах и стоимости строительства, безопасного пропуска автомобилей на пределе их технических возможностей.

2.3. Основные параметры поперечного профиля регулярных и временных автозимников в зависимости от их категории следует принимать по табл.2.

Таблица 2

Наименование параметров

Основные параметры поперечного профиля для автозимников

I категории

II категории

Число полос движения, шт

2

2

Ширина полосы движения, м

3,5

3

Ширина проезжей части, м

7

6

Ширина обочин, м

1,5

1,5

Ширина полотна автозимника, м

10

9

          

Примечания. 1. Ширина полосы движения в табл.2 дана для расчетного автомобиля шириной 2,75 м. Если ширина расчетного автомобиля превышает 2,75 м, ширину полосы движения следует устанавливать расчетом по формуле

м,


где - ширина расчетного автомобиля, м.

2. Ширину обочин на участках автозимников, где тракторный путь автозимника совмещается с основной дорогой, следует принимать не менее 4 м.

2.4. В условиях пересеченной и горной местности регулярные автозимники II категории и временные автозимники допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4,5 м при ширине полотна не менее 6 м. В этих случаях необходимо предусматривать устройство разъездов длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливают в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а в равнинной и пересеченной местности - 400-500 м.

2.5. План и продольный профиль автозимников надлежит проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей, обеспечения безопасности движения и наилучшей защиты дороги от снежных заносов.

Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах следует предусматривать:

продольные уклоны - не более 40‰;

радиусы кривых в плане - не менее 150 м;

расстояние видимости поверхности дороги - не менее 150 м;

радиусы вертикальных выпуклых кривых - не менее 5000 м и вертикальных вогнутых кривых - не менее 2000 м.

2.6. В случаях, когда по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п.2.5 или выполнение их вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости строительства автозимника, при проектировании допускается необходимое снижение норм на основе технико-экономического сопоставления вариантов по стоимости строительства, затратам на ремонт и содержание, себестоимости перевозок, степени безопасности движения и изменениям производственных условий обслуживаемых автозимником хозяйств. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл.3, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников, приведенных в табл.1.

Таблица 3

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Расчетные расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

поверхности дороги

встречного автомобиля

в плане

в продольном профиле

выпуклых

вогнутых

основные

в исклю-
чительных случаях

60

50

100

200

125

2500

1500

600

50

60

85

170

100

1500

1200

400

40

80

75

150

60

1000

1000

300

30
и менее

90

60

120

30

600

600

200

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Базовые нормативные документы» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs