ВСН 137-77
----------------------
Минстансстрой
ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ
ИНСТРУКЦИЯ ПО ПРОЕКТИРОВАНИЮ, СТРОИТЕЛЬСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ЗИМНИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ НА СНЕЖНОМ И ЛЕДЯНОМ ПОКРОВЕ В УСЛОВИЯХ СИБИРИ И СЕВЕРО-ВОСТОКА СССР
Дата введения 1977-07-01
УТВЕРЖДЕНЫ Главным техническим управлением Министерства транспортного строительства 11 марта 1977 г., приказ N 8
ВНЕСЕНЫ Государственным Всесоюзным дорожным научно-исследовательским институтом (Союздорнии)
ВЗАМЕН "Технических указаний по строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" ВСН 137-68
ПРЕДИСЛОВИЕ
"Инструкция по проектированию, строительству и содержанию зимних автомобильных дорог на снежном и ледяном покрове в условиях Сибири и Северо-Востока СССР" разработана Омским филиалом Государственного Всесоюзного дорожного научно-исследовательского института (Союздорнии).
В "Инструкции" приводятся технические нормы и транспортно-эксплуатационные показатели вновь строящихся и реконструируемых автозимников, указания по изысканиям, проектированию, строительству и содержанию сухопутных и ледовых автозимников и автозимников с продленными сроками эксплуатации на территории Сибири и Северо-Востока СССР.
"Инструкция" разработана на основе анализа и обобщения отечественного и зарубежного опыта проектирования, строительства и эксплуатации зимних автомобильных дорог, результатов исследований, проводившихся в последние годы Омским филиалом Союздорнии с использованием научно-технического отчета докт. техн. наук И.А.Золотаря и материалов проектных, строительных и научно-исследовательских организаций (Главтранспроекта, Союздорпроекта, Гипродорнии и его филиалов, Дальстройпроекта, СибЦНИИСа, Якутавтодора, Магаданавтодора, Якутдортранса, Ушосдора объединения "Северовостокзолото" и др.).
"Инструкцию" разработали кандидаты технических наук Н.Ф.Савко и Н.М.Тупицын при участии кандидатов технических наук Г.В.Бялобжеского (Гипродорнии) и И.Л.Борщука, канд. геогр. наук В.Р.Алексеева (Институт географии Сибири и Дальнего Востока) и инженеров А.П.Казакова, Н.К.Ланецкого и Е.В.Константинова (Якутдортранс).
1.1. Настоящая "Инструкция" распространяется на проектирование, строительство и содержание вновь строящихся и реконструируемых зимних автомобильных дорог на территории Сибири и Северо-Востока СССР, где выделено четыре основных района со специфическими природными особенностями. Краткая географическая характеристика районов и основные климатические показатели зимнего периода на указанной территории, требующиеся для экономических и технических расчетов, приведены в приложении 1.
"Инструкция" может быть использована также при проектировании и строительстве зимних автомобильных дорог на европейской части СССР с устойчивым и продолжительным зимним периодом, с корректировкой на местах отдельных положений "Инструкции" в соответствии с природно-климатическими особенностями района строительства.
1.2. К зимним автомобильным дорогам - автозимникам - относятся сезонные дороги с полотном и дорожной одеждой из снега, льда и мерзлого грунта.
1.3. Автозимники подразделяются:
а) по продолжительности эксплуатации:
на регулярные, возобновляемые каждую зиму в течение ряда лет по одной и той же трассе;
временные, используемые в течение одного или двух зимних сезонов;
разового пользования, служащие для разового пропуска колонн автомобилей;
б) по расположению на местности:
на сухопутные, прокладываемые по суше;
ледовые, прокладываемые по льду рек, озер или морей.
Примечание. Разновидностью ледовых автозимников являются переправы по льду через водотоки на сухопутных автозимниках;
в) по продолжительности использования времени года:
на автозимники, предназначенные для эксплуатации только в период с устойчивыми отрицательными температурами воздуха;
на автозимники с продленными сроками эксплуатации, обеспечивающие проезд в течение зимнего и части (или всего) летнего периодов года.
1.4. Автозимники в зависимости от размеров расчетной годовой грузонапряженности или расчетной интенсивности движения подразделяются на две категории:
I категория - автозимники с перспективной (на 3-5 лет) грузонапряженностью свыше 50 тыс. т нетто в год или с расчетной интенсивностью движения, приведенной к автомобилю грузоподъемностью 5 т, свыше 150 авт/сутки;
II категория - автозимники с перспективной грузонапряженностью 50 тыс. т нетто в год и менее или с расчетной интенсивностью движения до 150 авт/сутки.
1.5. Автозимники надлежит проектировать в комплексе с выбором рациональных типов транспортных средств, погрузочно-разгрузочных механизмов на складах и организации перевозок во времени с учетом изменения несущей способности полотна автозимника.
При обосновании проектных решений необходимо учитывать, что автозимники должны отвечать следующим требованиям:
сооружаться быстрыми темпами при максимальной механизации работ;
выдерживать расчетные нагрузки и обеспечивать необходимую пропускную способность всех видов транспортных средств (колесные, гусеничные, санные поезда);
быть устойчивыми и прочными в течение требуемого времени эксплуатации;
легко восстанавливаться после разрушения от воздействия транспортных средств.
При строительстве автозимников следует максимально использовать местные строительные материалы.
2.1. Автозимники должны обеспечивать безопасное, бесперебойное и удобное движение автомобилей с заданными расчетными скоростями и нагрузками.
Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей регулярных и временных автозимников следует принимать по табл.1.
Расчетные скорости, установленные в табл.1 для трудных участков пересеченной и горной местности, допускается принимать при соответствующем обосновании с учетом местных условий для каждого конкретного участка автозимника.
Таблица 1
Категория автозимников | Расчетные скорости, км/ч | ||
основные | допускаемые для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей на трудных участках местности | ||
пересеченной | горной | ||
I | 60 | 40 | 30 |
II | 50 | 30 | 25 |
Примечания. 1. В табл.1 для расчета элементов плана и продольного профиля приведены наибольшие возможные скорости движения одиночных автомобилей исходя из безопасности движения при коэффициенте сцепления колес с покрытием автозимника .
2. К трудным участкам пересеченной местности относится рельеф, прорезанный часто чередующимися глубокими долинами с разницей отметок долин и водоразделов более 50 м на расстоянии не более 0,5 км, с боковыми глубокими балками и оврагами. К трудным участкам горной местности относятся участки перевалов через горные хребты и участки горных ущелий со сложными, сильно изрезанными или недостаточно устойчивыми склонами.
Расчетные скорости движения для проектирования элементов плана, продольного и поперечного профилей временных автозимников при соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уменьшать против соответствующих значений, приведенных в табл.1, но не более чем на 20%.
2.2. Расчетные скорости движения для автозимников разового пользования не нормируются. Элементы плана, продольного и поперечного профилей таких автозимников назначают из условия обеспечения при минимальных объемах и стоимости строительства, безопасного пропуска автомобилей на пределе их технических возможностей.
2.3. Основные параметры поперечного профиля регулярных и временных автозимников в зависимости от их категории следует принимать по табл.2.
Таблица 2
Наименование параметров | Основные параметры поперечного профиля для автозимников | |
I категории | II категории | |
Число полос движения, шт | 2 | 2 |
Ширина полосы движения, м | 3,5 | 3 |
Ширина проезжей части, м | 7 | 6 |
Ширина обочин, м | 1,5 | 1,5 |
Ширина полотна автозимника, м | 10 | 9 |
Примечания. 1. Ширина полосы движения в табл.2 дана для расчетного автомобиля шириной 2,75 м. Если ширина расчетного автомобиля превышает 2,75 м, ширину полосы движения следует устанавливать расчетом по формуле
м,
где - ширина расчетного автомобиля, м.
2. Ширину обочин на участках автозимников, где тракторный путь автозимника совмещается с основной дорогой, следует принимать не менее 4 м.
2.4. В условиях пересеченной и горной местности регулярные автозимники II категории и временные автозимники допускается проектировать с одной полосой движения шириной 4,5 м при ширине полотна не менее 6 м. В этих случаях необходимо предусматривать устройство разъездов длиной не менее 50 м и шириной не менее 8 м. Расстояние между разъездами устанавливают в горной местности в пределах видимости встречного автомобиля, а в равнинной и пересеченной местности - 400-500 м.
2.5. План и продольный профиль автозимников надлежит проектировать из условия наименьшего ограничения скоростей, обеспечения безопасности движения и наилучшей защиты дороги от снежных заносов.
Во всех случаях, когда по условиям местности представляется технически возможным и экономически целесообразным, в проектах следует предусматривать:
продольные уклоны - не более 40‰;
радиусы кривых в плане - не менее 150 м;
расстояние видимости поверхности дороги - не менее 150 м;
радиусы вертикальных выпуклых кривых - не менее 5000 м и вертикальных вогнутых кривых - не менее 2000 м.
2.6. В случаях, когда по условиям местности не представляется возможным выполнить требования п.2.5 или выполнение их вызывает существенное увеличение объемов работ и стоимости строительства автозимника, при проектировании допускается необходимое снижение норм на основе технико-экономического сопоставления вариантов по стоимости строительства, затратам на ремонт и содержание, себестоимости перевозок, степени безопасности движения и изменениям производственных условий обслуживаемых автозимником хозяйств. При этом предельно допустимые нормы надлежит принимать по табл.3, исходя из расчетных скоростей движения по категориям автозимников, приведенных в табл.1.
Таблица 3
Расчетная скорость, км/ч | Наибольший продольный уклон, ‰ | Расчетные расстояния видимости, м | Наименьшие радиусы кривых, м | ||||
поверхности дороги | встречного автомобиля | в плане | в продольном профиле | ||||
выпуклых | вогнутых | ||||||
основные | в исклю- | ||||||
60 | 50 | 100 | 200 | 125 | 2500 | 1500 | 600 |
50 | 60 | 85 | 170 | 100 | 1500 | 1200 | 400 |
40 | 80 | 75 | 150 | 60 | 1000 | 1000 | 300 |
30 | 90 | 60 | 120 | 30 | 600 | 600 | 200 |