Общее понятие о контроле состояния машин дано в ИСО 17359. В настоящем стандарте устанавливаются основные принципы прогнозирования технического состояния и необходимые исходные данные для этой процедуры, в число которых входят следующие:
a) перечень агрегатов, машин и узлов, подлежащих контролю;
b) все контролируемые параметры;
c) записи эксплуатационных параметров, данных технического обслуживания и записи об имевших место отказах;
d) условия работы и технического обслуживания контролируемых объектов;
e) первоначальный диагноз, включая идентификацию всех развивающихся неисправностей;
f) процедуры моделирования отказов, которые могут включать в себя статистические характеристики, влияющие факторы, критерии зарождения неисправностей и точки отказов для всех контролируемых параметров;
g) методы обработки кривых (подгонка, проектирование, наложение);
h) уровни предупреждения;
i) уровни останова;
j) результаты расследований отказов;
k) параметры надежности, готовности, ремонтопригодности и безопасности;
I) данные о зарождающихся неисправностях;
m) данные о прогрессирующих неисправностях.
Целями сбора данных о характеристиках надежности, связанных с текущим техническим состоянием и показателями работы машины, являются:
- установление показателей фактической надежности, составление прогноза их изменения, сопоставление с эксплуатационными данными и моделями развития неисправностей и, в конечном итоге, уточнение прогноза технического состояния;
- улучшение показателей надежности данной машины и проектируемых машин.
Целями сбора данных о текущих эксплуатационных нагрузках и нагрузках, действовавших на период эксплуатации машины, являются:
- установление связи между показателями фактической надежности и работой, произведенной машиной, для сопоставления моделей зарождения и развития неисправностей с эксплуатационными данными;
- уточнение моделей оценки повреждений для данной машины и проектируемых машин;
- расширение области применений моделей оценивания повреждений.
Целями сбора данных о производственных потерях, потерях из-за вторичных отказов, затратах на мониторинг машин, техническое обслуживание и в связи с необходимостью резервирования машин и их узлов являются:
- установление соотношения между затратами и получаемой выгодой для разных вариантов технического обслуживания;
- повышение качества решений, принимаемых в связи с техническим обслуживанием машин;
- сокращение затрат, связанных с функционированием и техническим обслуживанием данной машины и проектируемых машин;
- оптимальная организация и управление (на основе совместного анализа данных о затратах, данных мониторинга, данных об эксплуатационных параметрах и нагрузках машины) операциями технического обслуживания (по состоянию, планово-предупредительного, для устранения неисправностей), обслуживающим персоналом, хранением запасных узлов и т.д.