Статус документа
Статус документа

ГОСТ Р ИСО/ТО 13570-1-2010 Кресла-коляски. Часть 1. Рекомендации по применению стандартов ИСО серии 7176 на кресла-коляски

     5.4 Навыки вождения

5.4.1 Общие положения

 

Обод ручного привода кресла-коляски обычно устанавливается на задних колесах. То, насколько легко Вы можете до него дотянуться, в большой степени влияет на Вашу способность передвигать кресло. Значения следующих трех величин при стандартных измерениях могут помочь Вам в определении Ваших возможностей по перемещению кресла-коляски:

- диаметр ведущего колеса,

- диаметр обода ручного привода и

- горизонтальное положение задней оси.

5.4.2 Диаметр ведущего колеса

 

Большинство кресел имеют ведущие колеса диаметром 610 мм (24 дюйма) и обод ручного привода (обод-толкатель) немного меньшего диаметра обычно от 510 до 535 мм (от 20 до 21 дюйма). Для большинства пользователей эти размеры колеса и обода обеспечивают положение верхней части обода, наиболее пригодное для толчка. Однако если Вы сидите в кресле слишком высоко или слишком низко, или у Вас слишком длинные или короткие руки, возможно, что Вам понадобятся большие или меньшие колеса. Меньшие колеса более эффективны, если Вы имеете длинные руки, потому что Вам нужно меньше сгибать локти и плечи, чтобы прикасаться к верхней точке обода. Наоборот, большие колеса [диаметром 660 или 710 мм (26 или 28 дюймов)] приблизят колесо к Вашим рукам, если они у Вас короткие или Вы должны сидеть высоко в кресле (например, чтобы обеспечить достаточный просвет между поверхностью земли и подставкой для стоп). Приближение обода к руке также поможет Вам при ограниченной подвижности рук.

5.4.3 Диаметр обода ручного привода

 

Многие пользователи, гоняющие на креслах-колясках, обнаружили, что обод ручного привода (обод-толкатель) меньшего диаметра увеличивает эффективность каждого толчка. Пользователи могут удерживать обод в руке, толкая и внизу, и сзади на протяжении фазы толчка. Использование длинного толчка на протяжении полного оборота максимизирует скорость. Возможно, в этом нет смысла при постоянном использовании кресла-коляски, но может быть, Вы захотите поэкспериментировать с ободом меньшего диаметра, чтобы определить диаметр обода, который соответствует Вашим потребностям.

Меньший обод ручного привода может увеличивать риск травмы при активном ежедневном использовании кресла-коляски, и он требует приложения больших усилий при его перемещении. Малое перемещение обода привода вызывает большее перемещение кресла-коляски, как при использовании высокой передачи на велосипеде. Кроме того, чтобы дотянуться до меньшего обода, Вы должны сидеть очень низко, что неудобно в повседневной жизни.

5.4.4 Горизонтальное положение оси

 

Кроме размера ведущего колеса продольное (горизонтальное) положение колеса влияет на то, насколько легко Вы можете дотянуться до обода привода. Горизонтальное положение оси - это положение колеса относительно пользователя. См. рисунок 22. Положительное значение указывает, что колесо смонтировано впереди линии, соединяющей плоскости спинки и сиденья. Отрицательное значение означает, что ось задних колес расположена за линией соединения. Диапазон значений указывает, что колесо может находиться внутри этого диапазона. Для регулировки положения оси обычно требуется инструмент, чтобы открутить гнезда, в которых крепится ось.

     
Рисунок 22 - Горизонтальное положение оси



5.4.5 Преимущества и недостатки различных положений колес

 

При смещении оси колес вперед до них легче дотянуться, но пользователь должен обладать большими навыками вождения, потому что кресло легче опрокидывается назад. Такое кресло также лучше проходит повороты. Другое преимущество выдвинутых вперед колес - это уменьшенная колесная база, которая позволяет Вам совершать разворот в узких местах. Кроме того, такое кресло имеет меньшую тенденцию к скатыванию на наклонной поверхности. И, наконец, задние колеса будут иметь лучшее сцепление с покрытием из-за того, что большая часть Вашей массы давит на них.

При смещении оси колес назад длина колесной базы будет увеличена, и Вам будет труднее дотянуться до колес. Однако устойчивость в заднем направлении увеличится. Более устойчивое кресло хуже входит в поворот, но имеет меньшую вероятность опрокинуться назад. При этом может увеличиться тенденция к соскальзыванию кресла-коляски при движении поперек наклонной поверхности и ухудшиться сцепление задних колес, что уменьшит способность к торможению. С переносом оси колес назад могут также возникнуть проблемы с опрокидыванием вперед. Многие происшествия с креслами-колясками связаны с опрокидыванием вперед.

Этот фактор чрезвычайно существенен для пользователей кресел-колясок, у которых ведущие колеса слишком далеко отнесены назад, так как уменьшение массы, приходящейся на переднюю часть кресла-коляски, может сделать ее очень неустойчивой.

Так как положение задней оси многих кресел-колясок регулируется, можно использовать кресло-коляску со смещенной осью колес вперед до тех пор, пока Вы не приобретете большего опыта в вождении.