3.1. При конструировании аэродромных одежд в верхнем слое следует применять прочные морозостойкие, износостойкие, долговечные материалы, устойчивые к агрессивному воздействию газовых струй реактивных двигателей и авиационному топливу. Требования к материалам и конструкциям для аэродромных одежд жесткого и нежесткого типа приведены в таблицах 2 и 3. Выбор марки битума для асфальтобетонных смесей в зависимости от климатических условий, величины нагрузки и участка покрытия рекомендуется производить в соответствии с табл.4.
Материалы, применяемые для устройства покрытий и оснований аэродромных одежд, должны удовлетворять требованиям ГОСТ, приведенным в табл.1 приложения 3 настоящего Пособия.
Таблица 2
Параметры | Требования к жестким покрытиям | ||||||
Однослойные и верхний слой двухслойных покрытий | Нижний слой двухслойных покрытий | ||||||
Бетонные | Армобетонные | Железобетонные | |||||
Монолитные | Сборные из типовых плит | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | ||
Для нормативных нагрузок I-IV категорий и внеклассных минимальный проектный класс бетона по прочности: | |||||||
на растяжение при изгибе | 4,0 | 4,0 | 4,0 | 3,6 | 2,8 | ||
на сжатие | В30 | В 30 | В 30 | В 25 | В 20 | ||
Для нормативных нагрузок V и VI категорий минимальный проектный класс бетона по прочности: | |||||||
на растяжение при изгибе | 3,2 | - | - | - | - | ||
на сжатие | В25 | - | - | - | - | ||
Морозостойкость бетона в климатических условиях: | |||||||
мягких | F 100 | F 100 | F 100 | F 100 | F 50 | ||
умеренных | F 150 | F 150 | F 150 | F 150 | F 75 | ||
суровых | F 200 | F 200 | F 200 | F 200 | F 100 | ||
Минимальная толщина плит покрытий, см: | |||||||
однослойных | 16 | 16 | 16 | 14 | - | ||
двухслойных | 20 | 20 | 20 | 14 | 16 | ||
Расстояние между деформационными швами, м, в обычных гидрогеологических условиях при толщине плит: | |||||||
менее 30 см | 5 | - | 20 | - | 10 | ||
30 см и более | 7,5 | - | - | - | 10 | ||
Расстояние между деформационными швами, м, при годовой амплитуде среднемесячных температур, °С: | |||||||
45 и выше | - | 10 | - | 12 | - | ||
от 30 до 45 | - | 15 | - | 18 | - | ||
менее 30 | - | 15 | - | 24 | - | ||
Расстояние между деформационными швами, м, в районах со сложными инженерно-геологическими условиями | 5 | 10 | 10 | 12 | 10 | ||
Класс и марка рабочей арматуры при расчетной температуре воздуха до минус 40 °С включительно (в том числе для краевого армирования) | А-II | А-IV | - | ||||
А-III | А-V | ||||||
Ат-IV | |||||||
Ат-V | |||||||
B-I | |||||||
Класс и марка стали для стыковых соединений: | A-I | ||||||
при расчетной температуре воздуха до минус 30 °С | Ст3сп3, Ст3пс3, Ст3кп3, ВСт3сп2, ВСт3пс2, ВСт3кп2 | ||||||
ниже минус 30 °С до минус 40 °С | ВСт3сп2, ВСт3пс2 | ||||||
Процент армирования плиты | - | 0,10-0,15 | 0,25-0,40 | Не нормируется | - | ||
Шаг стержней, см, в сечении: | |||||||
продольном | - | 40 | 10-30 | - | - | ||
поперечном | - | 15-40 | 10-30 | - | - | ||
Диаметр стержней рабочей арматуры, мм, при толщине плиты: | |||||||
30 см и менее | - | 10-14 | 12-18 | - | - | ||
более 30 см | - | 14-18 | - | - | - |
Примечания: 1. Мягкие климатические условия характеризуются среднемесячной температурой наружного воздуха наиболее холодного месяца от 0 до минус 5 °С; умеренные - ниже минус 5 до минус 15 °C, суровые - ниже минус 15 °С.
2. При разрыве во времени между укладкой верхнего и нижнего слоев покрытий, превышающем строительный сезон, размеры плит нижнего слоя следует принимать как для однослойных покрытий.
3. В сборных покрытиях из предварительно-напряженных плит со стыковыми соединениями, не препятствующими горизонтальной передвижке плит (плиты типа 1ПАГ-14, 1ПАГ-18), деформационные швы не устраивают, т.е. выполняется сварка стыковых соединений во всех швах.
Таблица 3
Типы и марки асфальтобетонных смесей, марки каменных материалов и конструктивные требования к асфальтобетону | Плотные смеси для верхнего слоя | Плотные крупнозернистые смеси, пористые и высокопористые смеси для нижнего слоя | ||||||
ВПП и магист- | Остальные | ВПП и магистральные РД | Остальные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||||
Марки и типы смесей по ГОСТ 9128-84* для I-II категорий нормативной нагрузки в дорожно-климатических зонах (ДКЗ): | ||||||||
________________ * На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 9128-2009, здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных. | ||||||||
I, II, III | Горячие I А, Б, Г | Горячие и теплые I А, Б, Г | Плотные крупнозернистые типов А, Б марки I | Плотные крупнозернистые типов А, Б марки II | ||||
IV, V | То же | Горячие I А, Б, Г | Пористые марки I | Пористые марки I | ||||
То же для III категории нормативной нагрузки в ДКЗ: | ||||||||
I, II, III | Горячие I А, Б, Г | Горячие и теплые I А, Б, В, Г | Плотные крупнозернистые типов А, Б марки I | Плотные крупнозернистые типов А, Б марки II | ||||
IV, V | То же | Горячие I А, Б, Г | Пористые марки I | Пористые марки I, II | ||||
То же для IV категории нормативной нагрузки в ДКЗ: | ||||||||
I | Горячие II А, Б, Г | Горячие и теплые II А, Б, В, Г | Плотные крупнозернистые типов А, Б марки I, II | Пористые марки I, II | ||||
II, III | То же | То же | Пористые марки I | Пористые марки I, II | ||||
IV, V | " | Горячие II А, Б, Г холодные I Бx, Гх | То же | То же | ||||
То же для V, VI категорий нормативных нагрузок в ДКЗ: | ||||||||
I | Горячие III Б, В, Г | Горячие и теплые III Б, В, Г | Пористые марки II | Пористые марки II | ||||
II, III | То же | То же | Пористые и высокопористые марки II | Пористые и высокопористые марки II | ||||
IV, V | III Б, Г | Горячие III Б, Г холодные II Бх, Гх | То же | То же | ||||
Минимальная марка щебня из изверженных и метаморфических пород по прочности на раздавливание в цилиндре для смесей: | ||||||||
марки I типа А, Б | 1200 | 800 | ||||||
В | 1000 | 800 | ||||||
" | II " | А, Б | 1000 | 600 | ||||
В | 800 | 600 | ||||||
" | III " | Б | 800 | - | ||||
В | 600 | - | ||||||
То же для щебня из осадочных пород: | ||||||||
марки I типа А | 1200 | 600 | ||||||
Б | 1000 | 600 | ||||||
В | 800 | 600 | ||||||
" | II " | А | 1000 | 400 | ||||
Б | 800 | 400 | ||||||
В | 600 | 400 | ||||||
" | III " | Б | 600 | - | ||||
В | 400 | - | ||||||
Предел прочности исходной породы для дробленого песка в смеси типа Г, кгс/см: | ||||||||
марки I | 1000 | изверженные | - | |||||
" | II | 800 | " | - | ||||
" | III | 600 | - | |||||
Марка щебня из гравия по дробимости для смесей: | ||||||||
марки I типа Б | Др 8 | Др 16 | ||||||
" | В | Др 12 | Др 16 | |||||
" | II " | А | Др 8 | Др 24 | ||||
" | Б | Др 12 | Др 24 | |||||
" | В | Др 16 | Др 24 | |||||
" | III " | Б | Др 16 | - | ||||
В | Др 24 | - | ||||||
Марка исходного гравия по дробимости для смеси типа Г (не ниже): | ||||||||
марки I, II | Др 12 | - | ||||||
" | III | Др 16 | - | |||||
Марка по износу, не ниже: | ||||||||
а) щебня из изверженных и метаморфических горных пород для смесей: | ||||||||
марки I типа А, Б | И-I | Не нормируют | ||||||
" | В | И-II | " | |||||
" | II " | А, Б | И-II | " | ||||
" | В | И-III | " | |||||
" | III " | Б | И-III | - | ||||
" | В | И-IV | - | |||||
б) щебня из осадочных карбонатных и некарбонатных пород для смесей: | ||||||||
марки I типа А | И-I | Не нормируют | ||||||
" | Б, В | И-II | " | |||||
" II | " | А | И-I | " | ||||
" | Б | И-II | " | |||||
" | В | И-III | " | |||||
" III | " | Б | И-III | - | ||||
" | В | И-VI | - | |||||
в) щебня из гравия для смесей | ||||||||
марки I типа Б | И-I | Не нормируют | ||||||
" | В | И-II | " | |||||
" II | " | А | И-I | " | ||||
" | Б | И-II | ||||||
" | B | И-III | ||||||
" III | " | Б | И-III | - | ||||
" | В | И-VI | - | |||||
Марка по морозостойкости для всех видов щебня, не ниже: | ||||||||
а) в суровых и умеренных климатических условиях для смесей: | ||||||||
марки I типа А, Б, В | Мрз 50 | Мрз 25 | ||||||
марки II типа А, Б | Мрз 50 | Мрз 15 | ||||||
" | В | Мрз 25 | - | |||||
" III | " | Б, В | Мрз 25 | - | ||||
б) в мягких климатических условиях для смесей | ||||||||
марки I типа А, Б, В | Мрз 25 | Мрз 25 | ||||||
" II | " | А | Мрз 25 | Мрз 15 | ||||
" | Б, В | Мрз 15 | ||||||
Минимальная толщина асфальтобетонного слоя усиления жестких покрытий, см, в условиях для категорий нагрузок: | ||||||||
а) суровых для | ||||||||
В/к, I, II | 16 | 12 | - | - | ||||
III, IV | 13 | 9 | - | - | ||||
V, VI | 7 | 7 | - | - | ||||
в) умеренных для | ||||||||
В/к, I, II | 12 | 9 | - | - | ||||
III, IV | 9 | 7 | - | - | ||||
V, VI | 7 | 6 | - | - | ||||
с) мягких для | ||||||||
В/к, I, II | 9 | 9 | - | - | ||||
III, IV | 7 | 7 | - | - | ||||
V, VI | 7 | 6 | - | - | ||||
Минимальная толщина асфальтобетонного слоя нежестких покрытий, укладываемого за 1 проход асфальтоукладчика, см, при давлении в пневматиках, МПа: | ||||||||
менее 0,6 | 5 | - | ||||||
от 0,6 до 0,7 | 7 | - | ||||||
свыше 0,7 до 1,0 | 9 | 6 | ||||||
свыше 1,0 до 1,25 | 12 | 6 | ||||||
свыше 1,25 | 15 | 6 | ||||||
Максимальная допустимая температура поверхности покрытия при воздействии газовой струи (при длительности не более 3-4 мин) | 100 °С | - | ||||||
Максимальная скорость потока газовой струи, допустимая на поверхности покрытия в течение не более 3-4 мин, м/с | 50 | - |
Примечания: 1. См. примечание 1 к табл.2.
2. При реконструкции покрытий без прекращения полетов, а также при усилении действующих покрытий в нижнем слое применяются только плотные, предпочтительно крупнозернистые асфальтобетонные смеси.
3. При устройстве асфальтобетона предпочтение следует отдавать однослойным конструкциям, сохраняя расчетную толщину.
4. Минимальную толщину асфальтобетонного слоя при эксплуатации воздушных судов типа Ил-86 следует принимать равной 10 см.
5. При применении асфальтобетона типа А в I-II ДКЗ следует ориентироваться на верхний предел содержания минерального порошка и нижний предел величины остаточной пористости и водонасыщения.
6. Выбор типа смеси определяется технико-экономическим сравнением, при этом необходимо учитывать, что для I и II ДКЗ предпочтение отдается наиболее плотным составам с минимальной пористостью для данного типа, а для IV-V ДКЗ - каркасным с максимальным для данного типа асфальтобетона содержанием дробленых зерен.
7. При применении высокопористого асфальтобетона в нижнем слое расчетные значения модуля упругости и сопротивления растяжению при изгибе следует принимать как для пористого асфальтобетона (см. табл.2 приложения 9 СНиП 2.05.08-85) с поправочными коэффициентами 0,8 и 0,6 соответственно.
Область применения битумов различных марок при строительстве и реконструкции покрытий аэродромов (в соответствии с ГОСТ 9128-84) приведена в табл.4.
Таблица 4
Категория нормативной нагрузки | Дорожно- | Марка смеси (плотные, горячие и теплые смеси) | Марка битума | |
ВПП и магистральные РД | Остальные участки | |||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
I, II, III | I | I | БНД 90/130 | БНД 90/130 |
II-III | I | БНД 60/90 | БНД 60/90 | |
БНД 90/130 | БНД 90/130 | |||
I, II, III | IV-V | I | БНД 40/60 | БНД 40/60 |
БНД 60/90 | БНД 60/90 | |||
БН 40/60 | БН 40/60 | |||
БН 60/90 | БН 60/90 | |||
IV | I | II | БНД 90/130 | БНД 90/130 |
II-III | II | БНД 60/90 | БН 60/90 | |
БНД 90/130 | БН 90/130 | |||
БН 130/200 | ||||
БН 60/90 | БНД 130/200 | |||
БН 90/130 | БНД 60/90 | |||
БНД 90/130 | ||||
IV-V | II | БНД 40/60 | БНД 40/60 | |
БНД 60/90 | БНД 60/90 | |||
БНД 90/130 | БНД 90/130 | |||
БНД 40/60 | БН 40/60 | |||
БН 60/90 | БН 60/90 | |||
БН 90/130 | ||||
СГ 70/130 | ||||
V-VI | I | III | БНД 90/130 | БНД 90/130 |
БНД 130/200 | ||||
БНД 200/300 | ||||
СГ 130/200 | ||||
II-III | III | БНД 60/90 | БН 60/90 | |
БНД 90/130 | БНД 90/130 | |||
БН 60/90 | БНД 130/200 | |||
БН 90/130 | БНД 200/300 | |||
БН 60/90 | ||||
БН 130/200 | ||||
БН 90/130 | ||||
БН 200/300 | ||||
СГ 130/200 | ||||
IV-V | III | БНД 40/60 | БНД 40/60 | |
БНД 60/90 | БНД 60/90 | |||
БНД 90/130 | БНД 90/130 | |||
БН 40/60 | БН 40/60 | |||
БН 60/90 | БН 60/90 | |||
БН 90/130 | БН 90/130 | |||
СГ 70/130 | ||||
МГ 70/130 | ||||
МГО 70/130 |