Статус документа
Статус документа


ОДМ 218.3.003-2010

     

ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ

Методические рекомендации по содержанию автодорожных тоннелей



ОКС 93.060

Предисловие

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным унитарным предприятием "Российский дорожный научно-исследовательский институт" (ФГУП "РОСДОРНИИ").

2 ВНЕСЕН Управлением эксплуатации и сохранности автомобильных дорог Федерального дорожного агентства.

3 ИЗДАН на основании распоряжения Федерального дорожного агентства от 23.09.2011 N 752-р.

4 ИМЕЕТ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ.

     1 Область применения

1.1 Настоящий отраслевой дорожный методический документ (далее - рекомендации) предназначен для организации и ведения работ по содержанию тоннелей на дорогах федерального значения, а также рекомендуется к использованию на автомобильных дорогах регионального или муниципального и местного значения.

1.2 Рекомендации предназначены для использования владельцами автомобильных дорог и организациями, выполняющими работы по содержанию тоннелей, включая надзор за их состоянием.

     2 Нормативные ссылки


В настоящем методическом документе использованы ссылки на следующие документы:

Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности"

Приказ Минтранса России от 1 ноября 2007 г. N 157 "О реализации постановления Правительства Российской Федерации от 23 августа 2007 г. N 539 "О нормативах денежных затрат на содержание и ремонт автомобильных дорог федерального значения и правилах их расчета"

Приказ Минтранса России от 12 ноября 2007 г. N 160 об утверждении "Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог общего пользования и искусственных сооружений на них"

СНиП 32-04-97 Тоннели железнодорожные и автодорожные (СП 122.13330.2012 - в стадии актуализации)

СП 73.13330.2012 Внутренние санитарно-технические системы

НПБ 240-97 Противодымная защита зданий и сооружений. Методы приемо-сдаточных и периодических испытаний

ОДМ 218.4.001-2009 Методика оценки транспортно-эксплуатационного состояния горных автодорожных тоннельных переходов

ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог

Руководство по техническому диагностированию автодорожных тоннелей

     3 Термины и определения


В методическом документе применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 тоннель автодорожный (далее - тоннель): Подземное или подводное сооружение, предназначенное для устройства автомобильной дороги через толщу земли, горный массив или под водным препятствием. В общем случае тоннель включает строительные конструкции (обделку, порталы, сервисные штольни и др.) и обеспечивающие инженерные системы (освещение, вентиляцию, электроснабжение, водоотвод, пожарную безопасность, автоматику, связь, сигнализацию и др.).

3.2 транспортно-эксплуатационное состояние: Комплекс фактических значений параметров свойств и ряда показателей, характеризующих его технический уровень и эксплуатационные возможности в текущий момент времени. Основные свойства сооружения: габариты проезда, ровность покрытия, грузоподъемность, инженерное обеспечение освещения, вентиляции, водоотвода и др. Показатели сооружения: пропускная способность, безопасная скорость движения, состав движения по общей массе и осевой нагрузке транспортных средств.

3.3 содержание тоннеля: Комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения; комплекс работ включает: надзор, уход, профилактику и техническое обслуживание инженерных систем.

3.4 надзор: Система текущих (постоянных) и периодических осмотров, специальных осмотров - диагностики, обследований конструкций тоннеля и инженерных обустройств - с целью оценки их технического состояния на текущий момент времени, своевременного выявления неисправностей, повреждений, дефектов и их устранения.

3.5 уход: Комплекс мероприятий по поддержанию исправного состояния конструкции, инженерных обустройств, обеспечивающих безопасность дорожного движения, за счет своевременного выполнения работ по очистке конструкций, устранению мелких повреждений, обеспечению безопасного движения транспортных средств.

3.6 профилактика: Комплекс мер по предотвращению развития повреждений и дефектов путем проведения работ по устранению или замедлению их развития, не требующий разработки проектной документации.

3.7 планово-предупредительные работы (ППР): Комплекс мер по восстановлению конструкций путем выполнения работ по устранению дефектов, влияющих на долговечность (срок службы) сооружений, по замене отдельных элементов, влияющих на безопасность движения, по замене и восстановлению оборудования инженерных систем. Для специфичных видов работ разрабатывают проектную документацию.

3.8 заказчик: Федеральный орган исполнительной власти или органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие функции по управлению государственным имуществом в сфере дорожного хозяйства, и (или) подведомственные им государственные учреждения, на которые возложены указанные функции.

     4 Общие положения

4.1 Настоящие рекомендации охватывают ведение надзора, включающего текущие (постоянные) и периодические осмотры, специальные осмотры (диагностику и обследования) и выполнение производственных работ по уходу, профилактике и планово-предупредительных работ, обеспечивающих сохранность конструкций, поддержание проектных (нормативных) показателей транспортно-эксплуатационного состояния и функционирования инженерных систем.

4.2 Текущий (постоянный) осмотр сооружений осуществляет подрядная организация, выполняющая работы по уходу за конструкциями. Периодические осмотры осуществляют комиссии, назначаемые заказчиком не реже двух раз в год (весной и осенью). Для проведения специальных осмотров заказчик привлекает организации по обследованию тоннелей в установленном порядке.

4.3 Работы по уходу за конструкциями тоннеля выполняют на основе результатов постоянного осмотра, профилактические работы планируют и выполняют по результатам периодических осмотров, ППР - по заключениям периодических осмотров и (или) специальных осмотров (диагностики, обследования).

4.4 При содержании тоннеля осуществляют техническое обслуживание инженерных систем обеспечения сохранности конструкций тоннеля и безопасности движения транспортных средств и работающих людей - освещения, вентиляции, пожарной безопасности, противодымной защиты, водоотвода, связи, оповещения, сигнализации, видеонаблюдения, электроснабжения и др.

4.5 Заказчик организует и контролирует проведение работ по содержанию, выполняемых специализированными подрядными организациями. По вопросам обеспечения безопасности движения транспортных средств по тоннелю заказчик организует работу дежурно-диспетчерской службы и взаимодействие с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

     5 Система организации содержания тоннелей

5.1 Необходимый уровень транспортно-эксплуатационного состояния тоннелей обеспечивают службы эксплуатации тоннелей.

Структуры служб рекомендуется предусматривать на двух уровнях управления:

- структурное подразделение (отдел, группа) в штате заказчика, количественный состав которого определяют в зависимости от объема работ;

- производственное подразделение (подрядчика), имеющее право на ведение работ по содержанию тоннелей и привлекаемое заказчиком на конкурсной основе по контракту (договору). Рекомендуемый срок действия контракта (договора) не менее 3 лет.

5.2 Основными задачами службы эксплуатации тоннелей являются:

- обеспечение круглогодичного, непрерывного, безопасного и комфортного движения транспортных средств с установленными скоростями, габаритными и весовыми параметрами, а также прохода пешеходов;

- поддержание надлежащего технического состояния тоннелей, обеспечение их сохранности, оценка состояния конструкций тоннеля при минимальных затратах труда и материально-технических ресурсов;

- поддержание в надлежащем состоянии инженерных систем обеспечения безопасности движения транспортных средств, пользователей транспортными средствами, пешеходов и работающих людей.

5.3 Подразделение заказчика выполняет следующие функции:

- осуществляет контроль и анализ технического состояния тоннелей, сбор информации, ведение автоматизированного банка данных о сооружениях;

- организует проведение инвентаризации тоннелей и работ по надзору;

- анализирует режим и условия движения в тоннелях, осуществляет контроль за пропуском негабаритных и тяжеловесных грузов, согласовывает или выдает разрешения на их проезд по тоннелю;

- организует ведение работ по надзору за тоннелями (проведение постоянных и периодических осмотров, специальных осмотров, мониторинга);

- обеспечивает хранение технической документации: проектов, исполнительной строительной документации, заключений, отчетов и актов обследований и осмотра тоннелей, документации по проведенным планово-предупредительным работам, ремонтам, технических паспортов на сооружения;

- разрабатывает производственную программу содержания и ремонта сооружений, готовит предложения по объему средств, необходимых на ее реализацию;

- осуществляет ежегодное и долгосрочное планирование работ по содержанию тоннелей, организует разработку проекта содержания тоннеля;

- осуществляет постоянный контроль за качеством содержания сооружений и сроками выполнения работ подрядными организациями, своевременным устранением недоделок и дефектов, проверяет работу инженерных систем обеспечения безопасности движения и людей (освещения, вентиляции, электроснабжения и др.);

- участвует в рассмотрении и утверждении проектной документации на планово-предупредительные работы;

- участвует в работе комиссий по приемке скрытых работ;

- оказывает организационно-техническую помощь в выполнении работ по содержанию, участвует в организации аварийно-восстановительных работ;

- организует получение гидрометеорологических и гидрологических данных, выдает технические условия на прокладку сетей связи, линий электропередачи и других коммуникаций в зоне сооружений;

- осуществляет контроль за ведением тоннельных книг и журналов производства работ;

- осуществляет необходимое взаимодействие с дорожными научными организациями.

5.4 Производственные специализированные подразделения подрядчика выполняют комплекс работ по содержанию тоннелей: по постоянному осмотру сооружений, уходу, профилактике, ППР, организации движения, техническому обслуживанию инженерных систем вентиляции, освещения, водоотвода и др.

Подрядчик ведет учет всех проводимых работ в журналах производства работ и в тоннельных книгах (приложение А).

Для обеспечения безопасности движения в тоннеле подрядчик, при необходимости, устанавливает габаритные ворота перед тоннелем.

Разрабатывает и согласовывает с заказчиком порядок (регламент) действий в режиме чрезвычайных ситуаций и взаимодействия с другими органами исполнительной власти в соответствии с действующим законодательством.

5.5 Границы ведения работ подрядчиком устанавливают условиями контракта (договора) и, как правило, включают примыкающие к тоннелю подходы по 25 м от каждого портала, но не менее длины портальных выемок, на поверхности над тоннелем - не менее 50 м в обе стороны от проекции оси тоннеля.

В установленных границах подрядчик содержит подпорные стены, лестничные сходы, водоотводные лотки, ограждения, а также знаки организации движения по тоннелю вне зависимости от места их установки, включая табло индивидуального проектирования (информационные щиты, название тоннеля, проектной и строительной организаций и др.).

5.6 Подразделение подрядчика, выполняющее комплекс работ по содержанию, в общем случае включает:

- управленческий аппарат;

- группу технического обслуживания инженерных систем (электрооборудования, вентиляции, освещения, автоматики, сигнализации, связи и др.);

- группу механизации (базу техники с водителями, ремонтные мастерские);

- тоннельных мастеров (бригады и звенья) по содержанию строительных конструкций тоннеля. Количество бригад и их состав принимают в зависимости от вида и объемов работ, определяемых проектом содержания тоннеля. В их состав могут входить: дорожный рабочий, бетонщик, штукатур, изолировщик, маляр, слесарь, машинист (моторист), сварщик, электрик, плотник, водитель спецавтомобиля. Рекомендуется, чтобы каждый рабочий владел смежными специальностями.

5.7 Подрядчик организует ведение работ по содержанию при оптимальном расходовании материальных и трудовых ресурсов, эффективном использовании машин, механизмов и оборудования с учетом сезонности ведения работ и своевременного их выполнения.

Работы на проезжей части не рекомендуется проводить в "часы пик", их рекомендуется выполнять в ночное время - в период низкой интенсивности движения. Примерный перечень необходимых для содержания тоннелей средств механизации и инструмента приведен в приложении Б.

5.8 Подрядчик по согласованию с заказчиком может привлекать на договорной основе субподрядные организации для выполнения дорожных работ по содержанию проезжей части в тоннелях и на подходах, по использованию специфических материалов и технологий для выполнения профилактических и планово-предупредительных работ.

5.9 При производственном подразделении подрядчика рекомендуется создавать дежурно-диспетчерскую службу, основными задачами которой являются:

- круглосуточное наблюдение за состоянием конструкций и инженерных систем, обеспечивающих безопасное непрерывное движение транспортных средств;

- обеспечение установленных режимов движения, работы оборудования и инженерно-технических систем;

- принятие неотложных мер по ликвидации заторов внутри тоннелей, вызванных остановками по причине неисправного состояния и авариями транспортных средств;

- принятие мер по предотвращению возникновения чрезвычайных ситуаций в соответствии с действующим законодательством;

Доступ к полной версии документа ограничен
Этот документ или информация о нем доступны в системах «Техэксперт» и «Кодекс».
Нужен полный текст и статус документов ГОСТ, СНИП, СП?
Попробуйте «Техэксперт: Лаборатория. Инспекция. Сертификация» бесплатно
Реклама. Рекламодатель: Акционерное общество "Информационная компания "Кодекс". 2VtzqvQZoVs