Насыпная плотность является одним из основных качественных параметров при поставках биотоплива по объему и вместе с теплотой сгорания определяет энергетическую ценность топлива. Исходя из величины насыпной плотности определяют условия хранения и транспортировки биотоплива. Настоящий стандарт устанавливает метод определения насыпной плотности твердого биотоплива.
Для определения насыпной плотности применяют контейнеры объемом 5 или 50 л. Настоящий стандарт не распространяется на некоторые виды биотоплива из-за ограниченного объема этих контейнеров, например на древесные поленья, неизмельченную кору, кипы биотоплива и большие брикеты. Насыпная плотность таких биотоплив может быть рассчитана по их массе и объему контейнеров или кузовов грузовых автомобилей, используемых для транспортировки.
Помещение для хранения твердого биотоплива выбирают в зависимости от требуемых условий хранения (например, высоты бурта, влажности помещения и др.).
В стандарте описан метод, включающий в себя определенное ударное воздействие на насыпанный материал. Предпочтительно проводить определения этим методом по нескольким причинам. Во-первых, происходит некоторое сокращение объема топлива из-за эффекта уплотнения материала, происходящего в процессе производственной цепочки. Этот эффект уплотнения объясняется главным образом тем, что топливо обычно транспортируется и/или складируется в контейнерах или силосах, которые намного больше, чем измерительный контейнер. Таким образом, на практике большая масса груза приводит к повышенному давлению груза и оседанию топлива, которое также может быть дополнительно усилено вибрациями во время транспортировки. Во-вторых, на практике при погрузке или разгрузке обычно используют большую высоту падения, чем при проведении анализа. В-третьих, материал уплотняется сильнее из-за увеличивающегося воздействия кинетической энергии падения частиц.
Метод с применением контролируемого удара позволяет наиболее достоверно определить насыпную плотность.
Это особенно актуально в том случае, когда масса доставляемого топлива должна быть оценена по объему загрузки автомобиля (в котором осуществляется транспортировка), что является единой процедурой во многих странах.
В приложении А приведены исследования о восприимчивости различных твердых биотоплив к ударным воздействиям. Данные показывают, что эффект уплотнения для топлива из биомассы составляет от 6% до 18%.