2.1. Роликовые подшипники
2.1.1 В буксах пассажирских и грузовых вагонов применяются роликовые подшипники:
а) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с однобортовым внутренним кольцом (рис.1 а);
б) с короткими цилиндрическими роликами однорядные с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом (рис.1 б).
Примечание. В дальнейшем роликовые подшипники с короткими цилиндрическими роликами будут называться "цилиндрическими подшипниками". Посадка внутренних колец на шейку оси осуществляется методом прессования, заключающегося в нагреве внутренних колец (при этом происходит их объемное расширение), их постановке на шейку оси, остывании, после которого обеспечивается необходимая прочность прессового соединения колец с осью.
Рис.1. Роликовые подшипники
а) цилиндрический однорядный с однобортовым внутренним кольцом
б) цилиндрический однорядный с безбортовым внутренним кольцом и плоским упорным кольцом
1 - наружное кольцо, 2 - ролик, 3 - внутреннее кольцо, 4 - сепаратор, 5 - упорное кольцо
Формы роликов цилиндрических подшипников приведены на рис.2.
Рис.2. Ролики подшипников
Ролики цилиндрических подшипников ранее изготовлялись со скосами (рис.2 а, б), с 1965 г. ролики подшипников 42726 и 232726 изготавливаются с рациональным контактом - "бомбиной" (рис.2 в).
У цилиндрических подшипников, имеющих массивные беззаклепочные латунные сепараторы, ролики удерживаются в гнездах расчеканкой перемычек, а у полиамидных сепараторов - на перемычках имеются специальные утолщения.
Основные типы роликовых подшипников, применяемые в буксах пассажирских и грузовых вагонов широкой колеи, их размеры и массы представлены в табл.1.
Таблица 1
Обозначение подшипников | Размеры подшип- | Число роликов, шт. | Размеры роликов, мм | Радиаль- | Способ посадки | Масса подшип- | |||||
D | B | d* | d | d | d | l | |||||
Цилиндрические подшипники: | 250 | 80 | 130 | 14** | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,170 | Горячая | 19 |
30-232726, | 250 | 80 | 130 | 14** | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,170 | Горячая | 19 |
30-42728, | 260 | 80 | 140 | 16 | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,180 | Горячая | 19,9 |
30-232728, | 260 | 80 | 140 | 16 | 32 | - | - | 52 | 0,115-0,180 | Горячая | 19,9 |
________________
* Внутренний диаметр подшипников на горячей посадке (диаметр шейки оси)
** Подшипники с полиамидными сепараторами имеют по 15 роликов
2.1.2. Цилиндрические роликовые подшипники с различными индексами и цифрами (Л, ЛI, ЕМ, Е2М, Л4М и др.), стоящими после условного обозначения, отличаются друг от друга применяемым материалом сепараторов (Л - латунь, Е - полиамид и др.).
2.1.3. Подшипники (кольца и ролики) изготавливают из хромистой стали (табл.2) марок ШХ15 и ШХ15СГ, стали электрошлакового переплава марки ШХ15СГШ, а также из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 по ТУ 14-1-92374 и могут быть изготовлены из других марок стали по согласованию с заказчиком. Подшипники 42726 с внутренними кольцами из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют увеличенную фаску на борту внутреннего кольца с наружной стороны высотой 3 мм и шириной 5 мм, или на наружном диаметре борта внутреннего кольца имеется проточка радиусом 2,5 мм.
Таблица 2
Марка стали | Содержание элементов, % не более | |||||||
углерода | марганца | кремния | хрома | серы и фосфора | никеля | меди | никеля и меди | |
ШХ15 | 0,95-1,10 | 0,20-0,40 | 0,17-0,37 | 1,30-1,65 | 0,02-0,027 | 0,3 | 0,25 | 0,5 |
ШХ15СГ | 0,95-1,10 | 0,90-1,20 | 0,40-0,65 | 1,30-1,65 | 0,02-0,027 | 0,3 | 0,25 | 0,5 |
ШХ4 | 0,95-1,05 | 0,15-0,30 | 0,15-0,30 | 0,35-0,50 | 0,02-0,027 | 0,3 | 0,25 | - |
ШХ15СГШ | 1,01 | 1,1 | 0,52 | 1,5 | 0,008-0,0007 | 0,21 | 0,2 | - |
18ХГТ | 0,21 | 1 | 0,3 | 1,2 | 0,008-0,009 | 0,3 | 0,1 | - |
Внутренние кольца подшипников 232726 из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют проточку на скосе глубиной 0,5 мм и шириной 2 мм. Внутренние кольца подшипников из стали регламентированной прокаливаемости марки ШХ4 имеют маркировку 42726Л4М и 232726Л4М или 42726Е2М и 232726Е2М.