Статус документа
Статус документа

МДС 30-3.2011 Методические рекомендации по систематизации хранения индивидуального автотранспорта в городах

ВВЕДЕНИЕ


Развитие городов нашей страны в основном происходит за счет массового жилищного строительства, уплотнения застройки, повышения этажности и, как следствие, повышения плотности населения. В то же время с конца прошлого столетия наблюдается рост автомобилизации. На сегодняшний день во многих крупнейших и крупных* городах на 1 тысячу жителей приходится более 350 автомобилей, очевидно, что со временем парк легковых автомобилей увеличится как минимум до 500 единиц на каждую тысячу горожан.

________________

* В настоящих Рекомендациях размер города принимается в соответствии с СП 42.13330.2011.


Эксплуатация легковых автомобилей зависит не только от организации их движения и технического обслуживания, но и от условий постоянного (у мест проживания владельцев) и временного (возле отдельных объектов тяготения населения) хранения. Средний годовой пробег одного индивидуального автомобиля в городах России не превышает 10-13 тыс. км. Каждый индивидуальный легковой автомобиль в среднем ежедневно находится в движении не более 1-3 ч (около 400-1000 ч в год), а на стоянках - от 21 до 23 ч в сутки. Эти обстоятельства недооцениваются в градостроительном проектировании.

Поскольку для планомерного формирования системы автомобильных стоянок и гаражей в уже сложившейся капитальной застройке необходимы территории, превосходящие по площади (в некоторых случаях больше чем в 2 раза) суммарную площадь проезжих частей всех имеющихся магистральных улиц и дорог современных городов, земли для хранения автотранспорта необходимо резервировать в генеральном плане города.

Если все места хранения автотранспорта размещать в одном уровне, они займут от 15 до 21% всей территории города.

Тем не менее до сегодняшнего дня ни в одном генеральном плане города не зарезервированы земли для хранения автотранспорта. В сложившихся условиях появляется необходимость в разработке градостроительной документации, формирующей систему хранения автотранспорта как отдельного документа или как части генерального плана сельских поселений и городских округов или раздела в комплексной транспортной схеме.

По обобщенным данным исследований, можно сделать вывод, что в сложившейся ситуации в современных крупных городах России только на 55% застроенной территории можно разместить достаточное количество гаражей и стоянок на поверхности земли, на 40% необходимо задействовать подземное пространство, а на 5% упорядочить хранение автотранспорта без частичного сноса существующей застройки невозможно.

Проектирование общегородской системы постоянного и временного хранения легковых автомобилей (сеть гаражей, автостоянок) содержит следующие аспекты комплексного решения различных взаимосвязанных вопросов градостроительного проектирования:

а) проектирование сети сооружений хранения в целом по городу, увязанное с функциональным зонированием городских территорий, размещением общегородского и зональных центров, общей сетью внешних автомобильных и железных дорог; с застройкой жилых районов, зональных и общегородских центров, различных городских функциональных зон (промышленно-складских, транспортно-коммунальных, отдыха и т.д.), отдельных комплексов различного назначения (административно-общественных, торговых, спортивных, выставочных, мемориально-исторических, научных и т.п.); с общей сетью улиц, дорог и линий общественного транспорта;

б) проектирование взаимосвязанных элементов общегородской сети сооружений хранения и обслуживания (от сооружений, предназначенных для постоянного и временного хранения в жилых группах, в жилых комплексах, при общественных комплексах и т.д., до крупных комплексов хранения и обслуживания легковых автомобилей городского и районного значения).

На отдельных взаимосвязанных между собой и последовательно разрабатываемых стадиях градостроительного проектирования должны решаться задачи развития сети сооружений, предназначенных для постоянного и временного хранения легковых автомобилей, как одного из важных элементов единой транспортной системы города.